Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Быковской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2264/2018 по административному исковому заявлению ООО "ФИНТОРГ К" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, взыскании судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 22 601 000 руб,
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 78 770 400 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 76 611 500 руб,
- здания с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 4 424 000 руб.
Также административным истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов по оплате госпошлины, судебной экспертизы, отчете об оценке.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является арендатором земельных участков, по условиям договоров арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Также административный истец является собственником помещения и здания и плательщиком налога на имущество в отношении указанных объектов, размер налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов.
Кадастровая стоимость земельного участка, арендованного истцом, с кадастровым номером ***, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере 28 227 386,90 руб. Кадастровая стоимость земельного участка, арендованного истцом, с кадастровым номером ***, утверждена этим же постановлением Правительства Москвы в размере 144 365 729,40 руб.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в размере 128 012 792,09 руб. Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером *** утверждена этим же постановлением Правительства Москвы в размере 15 205 998,57 руб.
Полагая утвержденную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость завышенной, не соответствующей рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику АНО "Судебный центр оценки и экспертизы" за составлением отчета о рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно отчету N 381/12-2017 от 18.12.2017г. оценщиком определена рыночная стоимость объектов недвижимости в размере, указанном в исковых требованиях.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25.01.2018г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объекта по результатам судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца.
Судом установлено, что административный истец на основании договора аренды земельного участка, заключенного с Департаментом земельных ресурсов г. Москвы 25.05.2006г, с учетом последующих дополнительных соглашений, является арендатором земельного участка по адресу: ***. Договор согласно п.2.1 заключен сроком до 27 апреля 2031 года. По условиям договора участок предоставлен для эксплуатации станции техобслуживания автомобилей со складскими помещениями.
Приложением N 1 к договору аренды определено, что арендная плата составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
На основании договора аренды от 26.02.2006г, заключенного с Департаментом земельных ресурсов г. Москвы, административный истец является арендатором земельного участка площадью 6 304 кв.м. по адресу: ***. Договор согласно п.2.1 заключен сроком до 02 декабря 2030г.
По условиям договора арендная плата зависит от кадастровой стоимости. Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться с соответствующим требованием.
Кадастровая стоимость арендованных земельных участков утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере 28 227 386,90 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером *** и 144 365 729,40 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером ***.
Также судом установлено, что общество является собственником нежилого помещения по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.09.2009г. Также общество является собственником здания по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.08.2009г.
Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в размере 128 012 792,09 руб. и 15 205 998,57 руб. соответственно.
Оспаривая установленную в отношении указанных выше четырех объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец обратился к независимому оценщику АНО "Судебный центр оценки и экспертизы" за составлением отчета о рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно отчету N 381/12-2017 от 18.12.2017г. оценщиком определена рыночная стоимость объектов недвижимости в следующем размере:
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 22 601 000 руб,
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 78 770 400 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 76 611 500 руб,
- здания с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 4 424 000 руб.
Данный отчет об оценке представлялся административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 25.01.2018 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений по ходатайству представителя административного истца определением Московского городского суда от 26 апреля 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 169/18 отчет об оценке, составленный АНО "Судебный центр оценки и экспертизы" N 381/12-2017 от 18.12.2017г, и представленный административным истцом в целях подтверждения размера заявленной им кадастровой стоимости, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Судебным экспертом определена рыночная объектов недвижимости в следующем размере:
- земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 109 535 706 руб,
- Земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 24 700 430 руб,
- помещения по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 78 262 570 руб,
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 4 543 748 руб.
Представитель административного истца с результатами судебной экспертизы согласился, исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы.
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов согласно выписке о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец согласился с заключением эксперта.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 28 декабря 2017 г.
Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости подано 28 декабря 2017 г, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Также административным истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов по оплате госпошлины, судебной экспертизы, расходы на составление отчета об оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судебные расходы, согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В данном случае постановленное решение суда не может расцениваться как принятое против административного ответчика, который не имеет противоположных с административным истцом юридических интересов, поскольку ответчик, утверждая акт о государственной кадастровой оценке в соответствии с действующим законодательством, действовал в рамках своих полномочий, ошибок при проведении массовой оценки в оценке здания истца не выявлено. Удовлетворение требований административного истца в данной ситуации сводится к реализации в судебном порядке права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Поскольку административным истцом в соответствии с требованиями статей 62, 247, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должны быть представлены доказательства, подтверждающие рыночную стоимость объекта недвижимости, а в ходе рассмотрения дела у суда возникли сомнения в правильности представленного административным истцом отчета, судом была назначена судебная оценочная экспертиза, в дальнейшем на основании выводов которой судом установлена кадастровая стоимость объекта.
Таким образом, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости соответствующей рыночной, ввиду чего расходы по оплате судебной экспертизы, государственной пошлины, необходимо отнести на его счет. Оснований для взыскания расходов по оплате отчета об оценке также не имеется, поскольку заключением судебного эксперта установлено, что отчет требованиям законодательства об оценочной деятельности не соответствует.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую следующих объектов недвижимости:
- Земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 109 535 706 руб,
- Земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 24 700 430 руб,
- помещения по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 78 262 570 руб,
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 4 543 748 руб.
Кадастровая стоимость установлена на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.