Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2626/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Калипсо" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью 16,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3234 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 1102000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 75,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3235 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 5161000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 84,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3236 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 5719000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 57 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3237 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 3876000 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений и не согласен с их кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2016 г, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 17 октября 2017 г. NАО-81/17-1-4, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Актив-Оптим". Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 18 января 2018 года N51-5329/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец общество с ограниченной ответственностью "Калипсо" подало дополнительное (уточненное) административное искового заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения общей площадью 16,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3234 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 1531498 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 75,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3235 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 7175350 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 84,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3236 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 7950555 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 57 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3237 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 3654122 руб.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" - Аносова Н.В, действующая по доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Мясников И.И, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка указанного представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности: нежилое помещение общей площадью 16,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3234, нежилое помещение общей площадью 75,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3235, нежилое помещение общей площадью 84,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3236, нежилое помещение общей площадью 57 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3237, расположенные по адресу: "... ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3234 в размере 2296268 руб. 03 коп, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3235 в размере 9935964 руб. 26 коп, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3236 в размере 10951406 руб. 13 коп, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3237 в размере 7572641 руб. 52 коп.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости нежилых помещений и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 22 декабря 2017 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 18 января 2018 года N51-5329/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений напрямую затрагивают его права и обязанности, поскольку административный истец, будучи собственником, является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном её рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Д оводы административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП, административный истец представил суду отчет об оценке от 17 октября 2017 г. NАО-81/17-1-4, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Актив-Оптим". В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 10 мая 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 4 июня 2018 г. N3А-2626/2018, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И.:
- отчет об оценке от 17 октября 2017 г. NАО-81/17-1-4, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Актив-Оптим", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 16,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3234 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 1531498 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 75,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3235 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 7175350 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 84,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3236 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 7950555 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 57 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3237 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 3654122 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений, равной их рыночной стоимости в размере, как это определено в заключении судебной экспертизы.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Мясников И.И. в судебном заседании не согласился с размером рыночной стоимости нежилых помещений, определенных экспертом. При этом административные ответчики и заинтересованное лицо не предоставили суду конкретные замечания на экспертное заключение, х одатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 4 июня 2018 г. N3А-2626/2018, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование, проходил профессиональную переподготовку по программе "Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности. Специализация оценка стоимости предприятий (бизнеса)", повышение квалификации по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; сдал единый квалификационный экзамен, что подтверждается квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности N000053-1 от 8 сентября 2017 г.; является членом саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Кадастр-оценка", включен в реестр членов 21 июня 2011 года, регистрационный номер 00445, подтверждается свидетельством от 26 января 2017 года; гражданская ответственность эксперта застрахована; является оценщиком I категории, стаж работы в оценочной деятельности 20 лет; эксперт является заместителем генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 4 июня 2018 г. N3А-2626/2018 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 17 октября 2017 года NАО-81/17-1-4, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Актив-Оптим", требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью 16,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3234 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 1531498 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 75,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3235 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 7175350 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 84,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3236 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 7950555 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 57 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3237 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 3654122 руб.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 22 декабря 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 16,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3234 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 1531498 (один миллион пятьсот тридцать одна тысяча четыреста девяносто восемь) руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 75,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3235 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 7175350 (семь миллионов сто семьдесят пять тысяч триста пятьдесят) руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 84,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3236 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 7950555 (семь миллионов девятьсот пятьдесят тысяч пятьсот пятьдесят пять) руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 57 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003026:3237 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 3654122 (три миллиона шестьсот пятьдесят четыре тысячи сто двадцать два) руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 22 декабря 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 2 июля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.