Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Мосводоканал" - Яшиной-Науменко О.С. на решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 10 мая 2018 года, которым постановлено:
"Постановление старшего государственного инспектора по ЦФО в области охраны окружающей среды М.В.С. от 00.00.0000 года по делу об административном правонарушении в отношении АО "Мосводоканал" оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами N от 00.00.0000 года АО "Мосводоканал" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, по которому назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 10 мая 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитником АО "Мосводоканал" подана жалоба в Московский городской суд, в которой он ставит вопрос об их отмене, указывая на то, что проверка соблюдения требований п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 не отнесена к компетенции Росприроднадзора.
Выслушав защитника АО "Мосводоканал" - Баркова А.К, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО М.В.С, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи районного суда.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению согласно cm. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов ( cm. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правшами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строении, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека:
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российского Федерации, органы местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года N 80 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1,7.1322-03 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
В силу пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
-временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
-поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
-поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.):
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и липа, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных прав ; нормативов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как усматривается из материалов дела, п о итогам проведенной плановой выездной проверки АО "Мосводоканал" на основании приказов от 00.00.0000 года N от 00.00.0000 года N от 00.00.0000 года N от 00.00.0000 года N 00.00.0000 года в 16 часов 00 минут выявлено, что АО "Мосводоканал" на территории Курьяновских очистных сооружений по адресу: ***, осуществляет накопление образованных отходов в негерметичных бункерах-накопителях, поверхность открытых бункеров-накопителей во время проверки не была защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), а также навалом (лом металла).
Указанное несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления иными опасными веществами допущено АО "Мосводоканал", в связи с чем, действия АО "Мосводоканал" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность АО "Мосводоканал" подтверждаются следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении N от 00.00.0000 года;
- объяснениями к протоколу об административном правонарушении N от 00.00.0000 года;
- постановлением о назначении времени и места рассмотрения N от 00.00.0000 года;
- актом проверки N от 00.00.0000 года;
- фотоматериалами;
- иными материалами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о АО "Мосводоканал" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины АО "Мосводоканал" в его совершении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных санитарно-эпидемиологических требований.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у АО "Мосводоканал" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия АО "Мосводоканал" по ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Довод жалобы заявителя о том, что проверка соблюдения требований п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 является незаконной, поскольку не отнесена к компетенции Росприроднадзора, не может служить основанием для отмены постановления должностного лица и судьи районного суда по следующим основаниям.
Из содержания ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ следует, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ст. 23.29 КоАП РФ старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, в т.ч. по ст. 8.2 КоАП РФ.
КоАП РФ не содержит в себе положений о запрете на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, если при этом должностное лицо в силу положений гл. 23 КоАП РФ наделено полномочиями по рассмотрению данного дела и им соблюдены требования ст.ст. 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении нахожу составленным в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ и содержащим все необходимые для рассмотрения дела сведения, в том числе, о событии, времени и месте совершения правонарушения и о АО "Мосводоканал" как лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Иных доводов жалоба не содержит.
Административное наказание назначено АО "Мосводоканал" в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами N от 00.00.0000 года и решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 10 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО "Мосводоканал" оставить без изменения, жалобу защитника АО "Мосводоканал" - Яшиной-Науменко О.С. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.