И.о. Председателя Верховного Суда Республики Карелия Рочева Е.С., рассмотрев жалобу Самусева А. И., поступившую в Верховный Суд Республики Карелия 28 июня
2018 года, на вступившее в законную силу постановление судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 20 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении заявителя,
установила:
постановлением судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 20 декабря
2017 года гражданин Республики Беларусь Самусев А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации и помещением в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Карелия.
Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 19 апреля 2018 года заявителю отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования данного постановления.
Самусев А.И. выражает несогласие с постановлением судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 20 декабря 2017 года.
Так, заявитель считает, что к нему невозможно применить назначенное дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку принадлежность Самусева А.И. к гражданству Республики Беларусь не установлена, а кроме того на данной территории у него отсутствует жилье. Также Самусев А.И. указывает, что в Российской Федерации у него проживают родственники. Заявитель обращает внимание на то, что он длительное время пребывает в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан.
По изложенным мотивам Самусев А.И. просит вышеуказанное постановление судьи районного суда отменить.
Проверив дело, изучив доводы жалобы, нахожу состоявшееся постановление законным и обоснованным, оснований для его пересмотра не имеется.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в том числе, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года
N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со
ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Частью 1 статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, правонарушение выразилось в том, что Самусев А.И, являясь гражданином Республики Беларусь 20 декабря 2017 года в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Пудож,
ул. Пушкина, д. 5, допустил нарушение режима пребывания в Российской Федерации. Так, в нарушение требований ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ с 11 декабря 2017 года, у
Самусева А.И. отсутствовали документы, подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации, а именно: документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, кроме того он уклонялся от выезда из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания в Российской Федерации с 11 декабря 2017 года.
Вина в совершении правонарушения подтверждена материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении, заключением об установлении личности иностранного гражданина, объяснением Самусева А.И. и иными материалами. При рассмотрении административного материала заявитель признал свою вину во вмененном ему административном правонарушении (л.д. 21).
Таким образом, в действиях Самусева А.И. правомерно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о невозможности применения к нему административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку принадлежность Самусева А.И. к гражданству Республики Беларусь не установлена, он не имеет на данной территории жилья и родственников, равно как и о том, что он длительное находится его в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан, подлежат отклонению, поскольку не влияют на наличие либо отсутствие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, заявитель в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, официально не трудоустраиваясь, не имея источника дохода и близких родственников, не предпринимал мер по легализации своего пребывания на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, проанализировав положения нормативных правовых актов, оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о необходимости назначения, помимо основного, обязательного дополнительного административного наказания в виде административного выдворения заявителя за пределы Российской Федерации.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23 мая 2017 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе" впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, лицам без гражданства, помещенным в целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.
Таким образом, длительное нахождение заявителя в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Карелия не свидетельствует о незаконном и неправомерном назначении наказания, которое определено в соответствии с санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и с учетом конкретных обстоятельств дела, может явиться основанием для обращения Самусева А.И. в соответствии со ст. ст. 31.7, 31.8, 31.9 КоАП РФ с заявлением в Пудожский районный суд Республики Карелия о прекращении исполнения постановления судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 20 декабря 2017 года с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Указание в жалобе на наличие у Самусева А.И. близких родственников, проживающих на территории России, также не является безусловным основанием для исключения административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку доказательств, подтверждающих данный факт (подтверждение каких-либо родственных связей, совместного проживания и ведения совместного хозяйства), в материалах дела отсутствуют, к жалобе не приложены.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и.о. Председателя Верховного Суда Республики Карелия
постановила:
постановление судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 20 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Самусева А. И. - без удовлетворения.
И.о. Председателя Верховного Суда
Республики Карелия Е.С. Рочева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.