Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В,
судей Мирошниченко Д.С, Безгиновой Л.А,
с участием секретаря судебного заседания Бабкиной Ю.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца Щербининой Н.М. и её полномочного представителя по доверенности Крушинского Н.И. на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 января 2018 года и дополнительное решение Шпаковского районного суда от 22 июня 2018 года,
по иску Щербининой Н.М. к администрации муниципального образования Казинского сельского совета Шпаковского района Ставропольского края и администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края об установлении факта принятия наследства и признании права собственности,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В,
УСТАНОВИЛА:
Щербинина Н.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Казинского сельского совета Шпаковского района Ставропольского края и администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, в котором просила признать её фактически принявшей наследство после смерти мужа - Щербинина И.И, признать право собственности на наследуемое имущество, а именно 1/989 долю земельного участка с кадастровым номером.., расположенного на территории прилегающей к... общей площадью 5,61 га, возложить обязанности на администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края изъять из незаконного владения третьих лиц и передать истцу Щербининой Н.М. вышеуказанную 1/989 долю земельного участка.
Обжалуемым решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 января 2018 года и дополнительным решением этого же суда от 22июня 2018 года в удовлетворении вышеуказанных исковых требований отказано в полном объёме.
В апелляционных жалобах истец Щербинина Н.М. и её полномочный представитель по доверенности Крушинский Н.И. просят решение суда и дополнительное решение суда отменить, как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Судебная коллегия в соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предприняла все зависящие от неё меры по извещению сторон о судебном разбирательстве.
Так, согласно сведениям, содержащимся в сети Интернет на сайте Почты России, судебные извещения, направленные сторонам, получены адресатами, в связи с чем, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ответчиков по делу, по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что Щербинина Н.М. и Щербинин И.И. состояли в браке с 23 мая 1964 года, что подтверждается дубликатом свидетельства о заключении брака I-ДН 679723 от 28 июня 2006 года (л.д. 11).
05 июня 2006 года Щербинин И.И. умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-ДН 828892 от 26 июня 2006 года (л.д. 10).
Согласно свидетельству о праве собственности на землю серии РФ IV N296733 от 10 декабря 1994 года на основании Указа президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и постановления главы администрации Шпаковского района Ставропольского края N 1006 от 22ноября 1994 года Щербинин И.И. приобрёл право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу:... общей площадью 5,61 га сельхозугодий, земельный участок 280 баллов-гектаров сельхозназначения для сельхозпроизводства, регистрационная запись N 2483 от 12 декабря 1994 года (л.д. 39-41).
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что на момент смерти наследодателя, последний не являлся собственником спорного земельного участка, в связи с чем не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьёй 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации заявление о принятии наследства может быть подано в течение шести месяцев со дня открытия наследства, а поскольку указанный срок истцом пропущен, то право собственности на наследственное имущество оформляется лишь на основании судебного решения.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании части 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято как путем подачи заявления нотариусу по месту открытия наследства, так и путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу части 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что согласно странице 3 свидетельства о праве собственности на землю РФ IV N 296733 от 10 декабря 1994 года, выданного на имя Щербинина И.И, спорный земельный участок передан 15августа 1996 года по договору передачи доли в уставной капитал АОЗТ Чапаевское, документ зарегистрирован 30 августа 1996 года (л.д. 41).
Таким образом, Щербинин И.И, являясь акционером АОЗТ "Чапаевское" внёс свою земельную долю в качестве взноса (вклада) в уставный капитал созданного АОЗТ, при этом утратив право собственности на земельную долю.
Выданное Щербинину И.И. свидетельство при отсутствии сведений о соблюдении установленной законом процедуры выделения земельного участка в счёт земельной доли не является тем правоустанавливающим документом, который подтверждает абсолютное правомочие собственника земельной доли в качестве собственника земельного участка.
Сведений о распоряжении АОЗТ "Чапаевское" спорным земельным участком, в том числе в порядке предусмотренным пунктом 16 Положения "О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий", утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года N 708, материалы дела также не содержат.
С учётом вышеизложенных норм права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что истцом в условия состязательности и равноправия судебного заседания не представлено относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об обоснованности заявленных исковых требований.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 января 2018года и дополнительное решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 22 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы истца Щербининой Н.М. и её полномочного представителя по доверенности Крушинского Н.И. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.