Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А,
судей Александровой Н.А,
Смирновой О.В.
при участии прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Баскаковой Т.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя образовательная школа N... " городского округа адрес Республики Башкортостан, Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Казенному учреждению "Управление образования" городского округа адрес РБ об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности по апелляционной жалобе администрации городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор адрес в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя образовательная школа N... " городского округа адрес Республики Башкортостан (далее по тексту МБОУ "СОШ N... ") и Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой адрес проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ "СОШ N... ", в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. В соответствии со ст.ст. 2, 3 Федерального закона N 35-ФЗ от 6.03.2006 г.."О противодействии терроризму" основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. При этом под противодействием терроризму понимается деятельность юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом): минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимается специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. При этом под нарушениями требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии с п.п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г..N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Между тем, ответчиком требования пожарной безопасности исполняются ненадлежащим образом. Так, дата инспектором Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ в рамках плановой проверки МБОУ "COШ N... " выявлены нарушения требований пожарной безопасности, по результатам проверки директору МБОУ "COШ N... " выдано предписание к устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушений в предписании установлен - дата Вновь проведенный государственным инспектором Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ с дата по дата контроль выполнения предписания инспектора от дата N... показал, что остался невыполненным один пункт ранее выданного предписания.
Согласно п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации дата N... руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие. Вопреки требованиям Правил руководитель МБОУ "СОШ N... " не обеспечил содержание ограждения на крыше (покрытиях) зданий в исправном состоянии, что подтверждается актом проверки N... от дата, выданным главным государственным инспектором адрес, Куюргазинского и адресов по пожарному надзору. Таким образом, невыполнение указанного пункта предписания инспектора Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ длится с дата до настоящего времени. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно п. "а" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации дата (далее - Концепция), в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынков и т.д. Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами. В соответствии с п.п. "е" п. 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты), совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму. Указанные нарушения не отвечают требованиям антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей и свидетельствуют о том, что ответчиком, не принимаются профилактические меры, направленные на предупреждение террористической деятельности. Директором образовательного учреждения направлялись письма в КУ "Управление образования" городского округа адрес о выделении дополнительного финансирования для устранения нарушений, указанных в предписании инспектора. Учредителем образовательных организаций городского округа адрес Республики Башкортостан является администрация городского округа адрес Республики Башкортостан.
Казенным учреждением "Управление образования" ГО адрес на основании писем директора МБОУ "COШ N... " о выделении финансирования дата составлено письмо-заявка N... в администрацию ГО адрес на капитальный ремонт крыши с установкой парапетов, замену дверей, ремонт пожарной сигнализации. Однако денежные средства от учредителя не поступили, поэтому нарушения до настоящего момента не устранены. Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о том, что администрацией городского округа адрес Республики Башкортостан, являющегося учредителем общеобразовательных организаций, денежные средства на противопожарную безопасность не выделены, в связи с чем, продолжаются нарушения требований Правил противопожарного режима на объекте с массовым пребыванием людей со стороны администрации МБОУ "СОШ N... ". В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В связи с тем, что выявленные в ходе проверки нарушения влекут нарушения прав неопределенного круга лиц, круг которых не представляется возможным персонифицировать и установить, настоящий иск предъявлен прокурором города в защиту интересов неопределенного круга лиц порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Истец просил обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан в срок до дата выделить денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности в МБОУ "СОШ N... по акту проверки N... от дата; администрацию МБОУ "СОШ N... " в срок до дата принять меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а именно обеспечить содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крыше зданий школы в исправном состоянии, организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крыше здания школы с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие в соответствии с требованиями п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N... Установить, что факт устранения нарушений пожарной безопасности должен быть подтвержден заключением Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ.
В дальнейшем, прокурор адрес просил также признать в качестве ответчика Казенное учреждение "Управление образования" городского округа адрес, обязав которого в срок до дата выделить денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности, поскольку согласно постановлению Администрации городского округа адрес от дата N... "О передаче части полномочий главным распорядителям бюджетных средств" часть полномочий, касающихся утверждения муниципальных заданий подведомственным бюджетным и автономным учреждениям, по утверждению планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных бюджетных учреждений, по предоставлению подведомственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели и т.д, передана КУ "Управление образования".
Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя образовательная школа N... " городского округа адрес Республики Башкортостан, Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Казенному учреждению "Управление образования" городского округа адрес РБ об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан, Казенное учреждение "Управление образования" городского округа адрес РБ в срок до дата выделить денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности Муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Средняя образовательная школа N... " городского округа адрес Республики Башкортостан по акту проверки N... от дата.Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя образовательная школа N... " городского округа адрес Республики Башкортостан в срок до дата принять меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а именно обеспечить содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крыше зданий школы в исправном состоянии, организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крыше здания школы с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояние средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие в соответствии с требованиями п.24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N.., с подтверждением факта устранения нарушений пожарной безопасности заключением Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России но РБ.
В апелляционной жалобе администрация городского округа адрес Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что является ненадлежащим ответчиком.
Все участники процесса извещены о времени и месте заседания судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N... " городского округа адрес Республики Башкортостан - Митченковой О.В, представителя КУ "Управление образования" городского округа адрес Республики Башкортостан - Зоткиной Н.К, представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - Ольховой Ф.А, поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Фахретдиновой Ю.Ю. о законности решения суда, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии заявления", другими нормативными актами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности":
-пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
-требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
-нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны:
-соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
-разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
-проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
-содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п.п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п.п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 годаN 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Судом установлено, что МБОУ "СОШ N... " осуществляет образовательную деятельность на территории городского округа адрес Республики Башкортостан.
Согласно п.24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации дата N.., руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.
В ходе проведенной прокуратурой адрес проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ "СОШ N... " установлено, что МБОУ "СОШ N... " не обеспечило исправное содержание ограждения на крыше здания, что подтверждается актом проверки N... от дата (л.д.14).
Факт необеспечения исправного содержания ограждения на крыше с северной части здания представителем МБОУ "СОШ N... " в судебном заседании не оспаривался.
Из представленного суду Устава МБОУ "СОШ N... ", утвержденного главой администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, следует, что учредителем и собственником имущества МБОУ "СОШ N... " является Администрация городского округа адрес Республики Башкортостан.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что администрация городского округа адрес Республики Башкортостан, как орган местного самоуправления, являясь учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ, в том числе в области пожарной безопасности. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Кроме того, судом первой инстанции учтено то, что до настоящего времени нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности ответчиком не устранены, доказательств устранения выявленных нарушений (соответствующее заключение) ответчиком, в нарушение ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено, с чем судебная коллегия так же соглашается.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация городского округа адрес Республики Башкортостан является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия полагает несостоятельным, по следующим основаниям.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом "О пожарной безопасности".
В соответствии с преамбулой указанного Федерального закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности закреплены в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 13.07.2015), согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в т.ч, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N... " городского округа адрес Республики Башкортостан Митченковой О.В. представлено дополнительное соглашение N... от дата к соглашению N... -с-0015 о предоставлении из муниципального бюджета МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N... " городского округа адрес Республики Башкортостан субсидии на иные цели, локально-сметный расчет. Копии указанных документов приобщены к материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию представителя администрации, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем эти доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Доводов и ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
судьи Н.А. Александрова
О.В. Смирнова
Справка: судья Лыщенко Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.