Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И,
судей Садыковой Э.И. и Субботиной Л.Р,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Сулейманова А.Р. на решение Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 25 мая 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Сулейманова А.Р. к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан об обязании поставить его на учет на получение путевки за 2017 и 2018 годы в сроки, указанные в законодательстве, и сохранении права на получение санаторно-курортной путевки за 2015 и 2016 годы в соответствии с указанным законодательством отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Сулейманова А.Р. в поддержку доводов жалобы, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Потаповой О.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сулейманов А.Р. обратился в суд с иском к Филиалу N 14 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности поставить на учет на получение санаторно-курортной путевки за 2017 и 2018 года в установленные законом сроки и о сохранении права на получение такой путевки за 2015 и 2016 года.
Впоследствии была произведена замена ненадлежащего ответчика Филиала N 14 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ГУ-РО ФСС РФ по РТ).
Свои требования истец мотивировал тем, что являясь ветераном боевых действий он имеет право на получение мер социальной помощи, в том числе и в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. 9 января 2017 года он обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет для получения указанной путевки за 2017 год, приложив при этом все необходимые документы. В январе 2018 года он также обратился к ответчику с аналогичным заявлением для получения санаторно-курортной путевки на 2018 год. В настоящее время ему стало известно, что в 2018 году ему будет предоставлена путевка за 2015 год и что в случае постановки на учет для получения путевки за 2018 год он теряет право на получение путевки за 2015 год, а кроме того, в нарушение установленного порядка он не был поставлен на учет для получения путевки за 2017 год. Полагая действия ответчика неправомерными, истец просит суд возложить на ГУ-РО ФСС РФ по РТ обязанность по постановке его на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение за 2017 и 2018 года в установленные законом сроки и сохранить за ним право на получение указанных путевок за 2015 и 2016 года.
Представитель ответчика исковые требования не признал, указав, что в 2016 году истцу была предоставлена путевка за 2014 год, в настоящее время на основании заявления от 22 июня 2015 года истец стоит в очереди на получение путевки за 2015 год, после получение которой он может быть поставлен в очередь на предоставление путевки за 2016 год.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец просит принятое по делу решение отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что его исковые требования являются обоснованными и должны быть удовлетворены.
Ответчиком представлено возражение на апелляционную жалобу, в котором указано на необоснованность ее доводов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласилась, полагая их необоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе ветераны боевых действий.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Сулейманов А.Р. является ветераном боевых действий и имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение один раз в год за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В 2016 году ему была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение за 2014 год в санаторий ООО КЛИНИКА-САНАТОРИЙ "Набережные Челны" по профилю лечения "данные изъяты" с датой заезда с 20 сентября 2016 года по 7 октября 2016 года.
В января 2015 года истец вновь обратился с заявлением о предоставлении указанной путевки. Данное заявление было принято и он поставлен на соответствующий учет. В соответствии с предоставленными ответчиком сведениями по состоянию на 25 апреля 2018 года его порядковый номер в очереди -... по профилю заболевания "данные изъяты".
В январе 2017 года и январе 2018 года истец также обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении путевок, что подтверждается расписками в получении документов.
Обращаясь в суд с данным иском истец сослался на то, что специалисты ответчика ему пояснили, что при постановке на учет для получения путевки за 2018 год он потеряет право на получение путевки за предыдущие годы, в связи с чем его заявление о предоставлении путевки за 2017 год не было поставлено на соответствующий учет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Сулейманова А.Р. суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии для этого правовых оснований.
Судебная коллегия с таким выводом соглашается, признавая доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (пункт 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 3 апреля 2014 года N 686-О "По жалобе гражданина Шапкина А.М. на нарушение его конституционных прав статьями 6.1, 6.2 и 6.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статьями 15, 16, 151, 1064, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации" обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Следовательно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
При этом в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления.
В данном случае, истец в установленном порядке стоит на учете для получения путевки на санаторно-курортное лечение, то есть в отношении него уже начата административная процедура предоставления государственной услуги, однако последняя не предоставлена. Право истца на получение путевки не оспаривается.
В то же время, вышеприведенными нормами права не предусмотрена дополнительная постановка граждан на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение с несколькими учетными номерами на основании их последующих заявлений за другие календарные года.
Заявление Сулейманова А.Р. от 29 января 2015 года было принято и зарегистрировано в установленном порядке, заявителю сообщено о регистрации заявления с указанием даты и регистрационного номера.
С учетом изложенного подача истцом соответствующих заявлений в 2017 и 2018 годах не является основанием для начала новой административной процедуры по предоставлению той же государственной услуги.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную истцом в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Поскольку неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 25 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Сулейманова А.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.