судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Авериной Е.Г,
судей: Синани А.М,
Харченко И.А,
при секретаре Гамуровой М.А,
с участием истца Михайлова Ю.И,
представителя истца Бекировой Э.М,
представителя Управления
Пенсионного фонда
Российской Федерации
в Симферопольском районе
Республики Крым
(межрайонное) Идрисовой Р.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Михайлова Юрия Ивановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонному), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконными решений, понуждении назначить, начислить и выплатить страховую пенсию по старости, по апелляционной жалобе на решение Центрального районного суда Республики Крым от 31 августа 2017 года,
установила:
в феврале 2017 года Михайлов Ю.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонному), ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконными решений об отказе в назначении страховой пенсии по старости, понуждении назначить, начислить и выплатить страховую пенсию по старости, мотивируя свои требования тем, что он 06.08.2015 обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонному) с заявлением и документами о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения" с учетом положений Федерального закона N 208-ФЗ от 21.07.2015. Для назначения пенсии им предоставлены в УПФ необходимые документы: паспорт гражданина РФ серии 3804 N 228433, выданный 11.01.2005 отделом милиции N 5 УВД г..Курска. Однако, в назначении пенсии отказано в связи тем, что в паспорте гражданина РФ датой регистрации места жительства по адресу: Симферопольский район, с. Молочное, ул. Запорожская, 2 указано 08 декабря 2014 г..Отказывая в назначении пенсии УПФ сослалось на то, что подтверждением постоянного проживания гражданина на территории Республики Крым является отметка в паспорте о регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя по состоянию на 18.03.2014. Истец указывает, что он является гражданином РФ с момента рождения, в 1973 года переехал на постоянное место жительство в г..Джанкой УССР. В 1975 г..повторно призван в армию, где служил до мая 1998 г..В паспорте гражданина Украины указано, что он зарегистрирован в г..Джанкое по ул. Шмидта, 48 кв. 30 с 21.02.1985, снят с регистрации 06.11.2013, и 17.12.2013 зарегистрирован в с.
Молочном Симферопольского района по ул. Запорожской, 2, где проживает по настоящее время. В 2014 г..его родная сестра привезла ему паспорт гражданина РФ, полученный им в 2005 г, который постоянно находился в г..Курске, адрес регистрации был перенесен из украинского паспорта в российский. В связи с участием в боевых действиях в Афганистане, Анголе, Мозамбике, он признан инвалидом второй группы, принимал участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. 18.07.2006 ему выдано удостоверение пенсионера военной службы, в связи с чем он получает пенсию на территории Крыма по выслуге лет. Факт постоянного проживания на территории Республики Крым подтверждается записями в трудовой книжке. В 1974 г..заключил брак с Леденевой Р.Н, с которой постоянно проживает. На основании изложенного истец просил признать незаконными решения Управления Пенсионного Фонда Республики Крым в Симферопольском районе N 17 от 18.09.2015, N 1507/М-016 от 30.12.2015 и ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Республике Крым от 28.09.2016 N 3-13-005117/5314 об отказе в назначении страховой пенсии по старости; обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым назначить и выплатить страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 06.08.2015.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя от 31 августа 2017 года в удовлетворении иска Михайлову Ю.И. отказано.
В обоснование апелляционной жалобы Михайлов Ю.И, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) просит решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и его представителя, которые поддержали апелляционную жалобу, пояснения представителя ответчика, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно паспорту гражданина Украины серии ЕС 250947, выданному 21.03.1997 Джанкойским МРО ГУ МВД Украины в Крыму, Михайлов Ю.И, 07.06.1952 рождения, с 21.02.1985 по 06.11.2013 был зарегистрирован по адресу: г. Джанкой, ул. Шмидта,48, кв. 30, с 17.12.2013 зарегистрирован по адресу: Симферопольский район с. Молочное, ул. Запорожская, 2.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации N 3804 серии 228433, выданному 11.01.2005 отделом милиции N 5 УВД г. Курска, Михайлов Ю.И, 07.06.1952 рождения, уроженец с. Мелехино, Щигровского района г. Курска, с 17.06.1998 по 01.02.2005 зарегистрирован в г. Курске по ул. 3-й Щигровской, 18; 01.02.2005 снят с регистрационного учета; 19.03.2005 зарегистрирован в г. Курске по ул. Ильича, 113; 18.11.2014 снят с регистрационного учета; с 08.12.2014 зарегистрирован в с. Молочном Симферопольского района по ул. Запорожской, 2.
20.10.1998 Михайлов Ю.И. подал в военный комиссариат Железнодорожного округа г. Курска заявление о назначении пенсии, указав местом своего проживания: г. Курск ул. 3-я Щигровская, 18, на заявлении имеется отметка о снятии с регистрационного учета в г. Джанкое по ул. Шмидта, 48, кв. 30, с 17.07.1998.
С 24.05.1998 военным комиссариатом Курской области Михайлову Ю.И, как гражданину Российской Федерации, назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пожизненно.
Согласно ответу Военного комиссариата Курской области от 28.06.2017, исх. N 484, Михайлов Ю.И. являлся получателем пенсии МО РФ за выслугу лет в ВК Курской области по июнь 2006 года.
19.06.2006 пенсионное дело Михайлова Ю.И. направлено из Военного комиссариата Курской области в Военный комиссариат г. Симферополя.
Согласно ответу ФКУ "Военный комиссариат Республики Крым" от 31.07.2017 исх. N 3698/ЦСО, Михайлов Ю.Ю, 07.06.1952 рождения, состоит на пенсионном учете в Центре социального обеспечения военного комиссариата Республики Крым и получает пенсию за выслугу лет с 01 января 2015 года пожизненно на основании пенсионного дела ТА 128909.
06.08.2015 Михайлов Ю.И. обратился с заявлением в УПФ РФ в Симферопольском районе РК о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" в редакции Федерального Закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения", предъявив: паспорт гражданина Российской Федерации, выданный 11.01.2005, с отметкой о регистрации с 08.12.2014 в Симферопольском районе, с. Молочное, ул. Запорожская; справки о заработной плате, о периодах работы; справку военного комиссариата, о реорганизации предприятия; СНИЛС; трудовую книжку.
Решением УПФР в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от 18.09.2015 N 17 Михайлову Ю.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку не подтвержден факт его проживания по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым, периоды работы с 01.01.2002 в расчет пенсии не включены, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила - 3,575, что ниже необходимой величины ИПК (в 2015 г. - 6,6, установленной ч. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
30.12.2015 УПФ РФ в Симферопольском районе (межрайонное) в ответе N 1507/М-016 на обращение разъяснило Михайлову Ю.И. основания отказа в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ, ссылаясь на отсутствие регистрации места проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 и, как следствие, отсутствие величины необходимого индивидуального пенсионного коэффициента.
28.09.2016 ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым в ответе на обращение Михайлова Ю.И. разъяснило основания для отказа в назначении страховой пенсии по старости.
Отказывая в удовлетворении иска Михайлову Ю.И, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования ч. 3 ст. 2 Федерального Закона N 208-ФЗ от 21.07.2014 "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Согласно частям 1-4 ст. 3 Федерального Закона N 208-ФЗ от 21.07.2014 года, размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий. Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2015 года N 208-ФЗ, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из стоимости страхового года на 2014 год, установленной Правительством Российской Федерации.
Также суд исходил из того, что истец имел гражданство Российской Федерации, по состоянию на 18.03.2014 года, согласно паспорту гражданина Российской Федерации, был зарегистрирован в "адрес". Указанный паспорт предъявил в Управление ПФРФ в Симферопольском районе Республики Крым для назначения страховой пенсии по старости. Наличие у Михайлова Ю.И. одновременно паспорта гражданина Украины и паспорта гражданина Российской Федерации не подтверждает его право на назначение пенсии с учетом положений Федерального Закона N 208-ФЗ, поскольку согласно ст. 19 Закона Украины "О гражданстве Украины", приобретение гражданином Украины гражданства иного государства является основанием для утраты гражданства Украины.
С такими выводами суда первой инстанции не соглашается коллегия судей и считает, что они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" от 19.12.2003 г. N 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции не соответствует.
Частью 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Доказательств заявления Михайловым Ю.И. о желании сохранить гражданство Украины, материалы дела не содержат. Кроме того, на 18.03.2014, согласно паспорту гражданина Российской Федерации N 3804 серии 228433, выданному 11.01.2005, Михайлов Ю.И. являлся гражданином РФ.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно паспорту гражданина Украины серии ЕС 250947, выданному 21.03.1997 Джанкойским МРО ГУ МВД Украины в Крыму, Михайлов Ю.И, 07.06.1952 рождения, с 21.02.1985 по 06.11.2013 был зарегистрирован по адресу: "адрес", с 17.12.2013 зарегистрирован по адресу: "адрес".
Таким образом, на 18.03.2014 истец постоянно проживал на территории Республики Крым и на него распространяются требования вышеуказанного закона.
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что сведения о регистрации истца, указанные в паспорте гражданина Украины серии ЕС 250947, выданном 21.03.1997 не могут быть приняты во внимание вследствие приобретения Михайловым Ю.И. гражданства РФ, так как в силу ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей", лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При таких обстоятельствах невключение ответчиком в расчет пенсии периодов работы Михайлова Ю.И. с 01.01.2002 является неправомерным.
Из пояснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что в случае включения в расчет пенсии истца периодов работы после 01.01.2002, величина его ИПК будет соответствовать требованиям ст. Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ.
Сообщения Управления Пенсионного Фонда Республики Крым в Симферопольском районе от 30.12.2015 N 1507/М-016 и ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Республике Крым от 28.09.2016 N 3-13-005117/5314, в которых даны разъяснения причин принятого Управлением Пенсионного Фонда Республики Крым в Симферопольском районе решения N 17 от 18.09.2015, не являются решениями о назначении либо отказе в назначении Михайлову Ю.И. пенсии и их отмена не может повлечь восстановления нарушенных прав истца, в связи с чем в указанной части в удовлетворении иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Центрального районного суда Республики Крым от 31 августа 2017 года отменить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Республики Крым в Симферопольском районе N 17 от 18.09.2015 об отказе Михайлову Юрию Ивановичу в назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым назначить и выплатить Михайлову Юрию Ивановичу страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 06.08.2015.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.