Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Нестеровой Е.Б, Дегтеревой О.В,
при секретаре Долгой И.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе фио на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 26.10.2017 г, по которому постановлено:
Исковые требования фио к УСЗН ЗАО г. Москвы обязании осуществить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с указанным иском к ответчику УСЗН ЗАО г. Москвы, свои требования мотивировав тем, что является получателем пенсии по старости, имеет право на получение региональной социальной доплаты к пенсии (РСД), вместе с тем ответчиком начисление и выплата РСД не производится. При указанных обстоятельствах истец, с учетом уточнения требований, просила:
- обязать ответчика назначить фио РСД к пенсии;
- взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 руб, расходы на оплату юридических услуг в размере 85000 руб.
Истец и представитель истца в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержали, представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе фио, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения.
Истец фио, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явилась. Судебная коллегия, в силу ст. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей ответчика фио и фио, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено, что фио зарегистрирована по адресу: адрес (с 21.12.2012) состоит на учете в Отделе и является получателем пенсии по старости в размере 14125,09 руб.; ежемесячной городской денежной выплаты (далее - ЕГДВ) ветеранам труда с 01.03.2013 в размере 495 руб.
С 01.02.2013 фио выплачивается пенсия по старости в городе Москве.
15.02.2013 обратилась в Управление с заявлением о назначении РСД к пенсии, как неработающему пенсионеру, в назначение которой истцу отказано.
В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП с 01.01.2010 взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии введена региональная социальная доплата к пенсиям неработающих пенсионеров.
Данным постановлением утвержден " Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии", в соответствии с которым право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию в городе Москве и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Если пенсионером в какой-либо из периодов утрачивалось право на получение региональной социальной доплаты, то при представлении им документов, подтверждающих вновь приобретение этого права, региональная социальная доплата назначается заново, исходя из общей суммы его материального обеспечения на дату обращения. Неработающим пенсионерам, зарегистрированным в г. Москве по месту жительства, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта. Городской социальный стандарт - социальный норматив материального обеспечения неработающих пенсионеров, получающих пенсию в г. Москве и зарегистрированных по месту жительства в г. Москве, с 2012 года в размере 12000 руб, а с 1 марта 2016 г. - в размере 14500 руб. (Постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 N 828-ПП (ред. от 17.05.2016) "Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2016 год" (вместе с "Перечнем единовременных социальных выплат на 2016 год, размеры которых устанавливаются отдельными правовыми актами Правительства Москвы").
В соответствии с пп. 5 ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Пунктом 6 постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), установлено, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта; в п. 7 указанного постановления предусматривалось, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в городе Москве, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом города Москвы на соответствующий финансовый год.
08.08.2012 принято постановление Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП", в п. 3 которого предусмотрено, что постановление вступает в силу с 01.01.2013.
На основании указанного постановления п. 6 постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП с 01.01.2013 предусматривает, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), устанавливается региональная социальная доплата, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта.
В соответствии с п. 13 постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП) неработающим пенсионерам назначение региональной социальной доплаты производится Управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера; согласно п. 14 постановления назначение региональной социальной доплаты производится со дня назначения (начала выплаты) пенсии в городе Москве, если обращение за указанной выплатой с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами последовало в течение шести месяцев с даты утверждения решения о назначении (начала выплаты) пенсии в городе Москве, а при превышении этого срока - с месяца обращения за региональной социальной доплатой.
Неработающим пенсионерам, получающим пенсию в Москве и зарегистрированным по месту жительству в городе менее 10 лет, РСД назначается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной законом города Москвы на соответствующий финансовый год (в 2013 - 7137 руб, в 2014 - 8502 руб, в 2015 - 9046 руб, в 2016 - 11 428 руб, в 2017 г. - 11 561 руб.).
На основании пп. 9-11 Порядка в состав материального обеспечения таким гражданам включаются: пенсия (пенсии), федеральные и региональные социальные выплаты (в т.ч. ежемесячная городская денежная выплата (ЕГДВ) ветеранам труда с учетом стоимости городских мер социальной поддержки по проезду на пригородном железнодорожном транспорте, а также денежные эквиваленты льгот, предоставляемых в натуральной форме в виде скидки в оплате жилых помещений и коммунальных услуг (денежный эквивалент ЖКУ).
Величины денежных эквивалентов ЖКУ утверждены постановлением Правительства Москвы от 19.12.2012 N 758-ПП. Категории граждан, у которых денежные эквиваленты ЖКУ учитываются при определении размера РСД, указаны в приложении к названному постановлению (для ветеранов труда величина денежного эквивалента ЖКУ с 01.09.2012 составляла 936 руб. 08 коп, с 01.07.2013 - 1025 руб. 37 коп, с 01.11.2014 - 1104 руб. 82 коп, с 01.07.2015 - 1223 руб. 06 коп, с 01.07.2016 - 1328 руб. 95 коп.).
Таким образом, с 01.01.2013 введены новые условия для назначения региональной социальной доплаты к пенсии, и такие условия подлежат применению к поданным до указанной даты заявлениям неработающих пенсионеров о назначении доплаты, по заявлениям которых пенсионными органами приняты решения о назначении (начале выплаты) пенсии в г. Москве с 01.01.2013, в связи с чем, с 01.01.2013 размер региональной социальной доплаты к пенсии подлежал определению на основании законодательства, действующего на момент назначения (начала выплаты) пенсии в г. Москве.
На основании изложенных норм судом первой инстанции сделан законный вывод, что поскольку фио зарегистрирована по месту жительства в городе Москве с 21.12.2012, то есть менее 10 лет, то оснований для назначения РСД к пенсии до величины городского социального стандарта и выплаты у ответчика отсутствовали, как на момент обращения истца с заявлением, так и при рассмотрении спора. Доказательств наличия такой регистрации стороной истца в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Также у истца отсутствует право на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной законом города Москвы на 2013 год (день обращения истца с заявлением за назначением РСД) в размере 7137 руб, в связи с тем, что сумма материального обеспечения на 15.02.2013 составила 11558 руб. 35 коп. (10127 руб. 27 коп. - пенсия; 936 руб. 08 коп - денежный эквивалент ЖКУ; ЕГДВ - 495 руб. 00 коп.), что превысило указанную величину.
Также судом первой инстанции обоснованно отмечено, что у истца отсутствует право на РСД к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в 2017 году, поскольку общая сумма материального обеспечения превышает установленную на 2017 год величину прожиточного минимума пенсионера (11561 руб.), поскольку размер пенсии истца на октябрь составляет 14125,09 руб.
При этом судом первой инстанции также учтено, что право на получение РСД к пенсии носит заявительный характер, что прямо предусмотрено п. 13 постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, вместе с тем с 2013 года по вопросу назначения РСД фио к ответчику не обращалась.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному и законному выводу, что отсутствуют правовые основания для возложения на УСЗН ЗАО г. Москвы обязанности по назначению фио РСД к пенсии, вследствие чего заявленный иск фио к УСЗН ЗАО г. Москвы обязании осуществить определенные действия удовлетворению не подлежит и в его удовлетворении надлежит отказать.
Доводы апелляционной жалобы фио о том, что ее требования основывались на положениях подп. "в" п.2 Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет бюджета города Москвы, поскольку она является ветераном труда, неоднократно за время работы награждалась почетными грамотами, т.е имеет особые заслуги и имеет право на получение РСД без учета периода проживания в Москве ветераном труда, не смогут повлиять на выводы суда.
Как следует из п.2 названного Положения, в соответствии с настоящим Положением назначаются и выплачиваются следующие виды ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат:
а) ежемесячная компенсационная выплата к пенсии некоторых категорий работающих пенсионеров (далее по тексту - ежемесячная компенсационная выплата к пенсии);
б) ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан (далее по тексту - ежемесячные выплаты);
в) ежемесячные индивидуальные доплаты пенсионерам - бывшим работникам органов исполнительной власти города Москвы и лицам, имеющим особые заслуги (далее по тексту - индивидуальные доплаты);
Между тем, в материалах дела не имеется данных, свидетельствующих об отнесении фио к категории граждан, указанных в подп. "в" п.2 Положения, не имеется.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку в удовлетворении основных требований иска отказано судом первой инстанции в полном объеме, то производное требование иска о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда также оставлено без удовлетворения.
Так как в удовлетворении иска отказано в полном объеме, то распределению на основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ также не подлежат судебные расходы истца на оплату юридических услуг в размере 85000 руб, и во взыскании указанной суммы с ответчика в пользу истца отказано судом первой инстанции.
Доказательства обратного суду не было предоставлено.
Разрешая спор по существу, суд, на основании исследования и оценки всей совокупности представленных сторонами доказательств, пришел к объективному выводу о том, что исковые требования истца подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам требованиям законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 26.10.2017 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.