Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу защитника Голец И.Я., поданную в интересах общества с ограниченной ответственностью "Панда+", на вступившие в законную силу постановление судьи Преображенского районного суда города Москвы от 22 сентября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 24 ноября 2017 года, в редакции определения об исправлении описки от 06 июня 2018 года, по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Преображенского районного суда города Москвы от 22 сентября 2017 года общество с ограниченной ответственностью "Панда+" (далее ООО "Панда+", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности указанного юридического лица по адресу: г. Москва, ул. Суворовская, дом 24 на срок 60 (шестьдесят) суток.
Решением судьи Московского городского суда от 24 ноября 2017 года, в редакции определения об исправлении описки от 06 июня 2018 года, постановление судьи Преображенского районного суда города Москвы от 22 сентября 2017 года оставлено без изменения, жалоба защитника Голец И.Я. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Голец И.Я. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях ООО "ПАНДА+" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, поскольку санитарно-эпидемиологические требования Общество не нарушало; недоказанность выводов судебных инстанций об осуществлении Обществом загрузки поступаемых в магазин продовольственных товаров со стороны двора под окнами квартир жилого дома, основанных исключительно на жалобах жильцов многоквартирного дома; на представленных фотоматериалах не зафиксирован факт разгрузки товара; в ходе комплексного обследования специалистами ГБУ "Жилищник района Преображенское" установлено, что незаконных подключений к системам ХВС, ГВС, ЦО и канализации не выявлено; отсутствие реальной возможности осуществить подключение к системе канализации жилого дома, поскольку система канализации является неизменной с 1961 года и для ее изменения необходимо согласие всех жильцов дома; фактическое наличие во всех помещениях магазина встроенных над потолком функционирующих систем приточно-вытяжной механической вентиляции; требования о наличии в кабинете директора воздушного фильтра и воздухонагревателя носят рекомендательный характер и в случае нарушения не влекут ответственности; требования п. 4.4 СП 2.3.6.1066-01 не предусматривают подтверждение автономности системы вентиляции магазина техническим заключением; по результатам обследования технического состояния вентиляционных каналов в жилых помещениях ООО "Актив-Плюс" установлено, что система вентиляции нежилого помещения магазина является обособленной и не имеет отношения к общедомовой системе вентиляции; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления судьи Преображенского районного суда города Москвы от 22 сентября 207 года и решения судьи Московского городского суда от 24 ноября 2017 года.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическими требованиями признаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу положений ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года N 52 - ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 утверждены СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (далее СП 2.3.6.1066-01), разработанные с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
Согласно п. 1.2 СП 2.3.6.1066-01 данные санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 2.2 СП 2.3.6.1066-01 установлено, что организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами "Общественные здания и сооружения", "Жилые здания".
В силу п. 2.4 СП 2.3.6.1066-01 загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
Согласно п. 3.7 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли, размещенных в жилых зданиях и зданиях иного назначения, сети бытовой и производственной канализации не объединяются с канализацией этих зданий.
Торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил (п. 4.2 СП 2.3.6.1066-01).
Система вентиляции организаций торговли, расположенных в жилых домах и зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Для складских помещений продовольственных и непродовольственных товаров в организациях торговли системы вентиляции оборудуются раздельными (п. 4.4 СП 2.3.6.1066-01).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее СанПиН 2.1.2.2645-10), которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Пунктом 4.8 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что вентиляция объектов, размещенных в жилых зданиях, должна быть автономной. Допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию общественных помещений, не имеющих вредных выбросов.
Шахты вытяжной вентиляции должны выступать над коньком крыши или плоской кровли на высоту не менее 1 м (пункт 4.9 СанПиН 2.1.2.2645-10).
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Такие требования к эксплуатации помещений общественного назначения, расположенных в жилых зданиях, направлены на обеспечение безопасных для человека условий быта и отдыха, утверждены и введены в действие в рамках компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, основанной на положениях Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ( ст. ст. 1, 24, 38 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим коллективным обращением жильцов дома N 24 по улице Суворовская в городе Москве на ухудшение условий проживания, связанного с деятельностью магазина, расположенного на 1-м этаже вышеуказанного жилого дома, 24 июля 2017 года в период с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ВАО г. Москвы проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению санитарно-эпидемиологический требований магазина реализации продовольственных товаров ООО "ПАНДА+" по адресу: г. Москва, ул. Суворовская, дом 24, в ходе которой выявлены факты нарушения ООО "Панда+" положений ст. ст. 11, 24, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.2, 2.2, 2.4, 4.2, 4.4, 14.2 СП 2.3.6.1066-01, п.п. 1.2, 1.4, 3.7, 4.8, 4.9 "СанПиН 2.1.2.2645-10, а именно: загрузка поступаемых в магазин продовольственных товаров осуществляется со стороны двора, под окнами квартир жилого дома; система канализации магазина подсоединена в систему канализации жилого дома; торговый зал не оборудован приточно-вытяжной механической вентиляцией; санузел, складское помещение продовольственных товаров магазина не оборудованы системой вытяжной вентиляции; приточная система вентиляции П1 для кабинета директора магазина не оснащена воздушным фильтром и воздухонагревателем; отсутствует техническое заключение об автономности и функциональности используемых вентиляционных шахт для вытяжной вентиляции из помещений продовольственного магазина от вентиляционной системы жилого дома.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 07/00243 от 31 июля 2017 года.
Указанные действия ООО "ПАНДА+" квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "ПАНДА+" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 01 августа 2017 года; актом проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 07/000243 от 31 июля 2017 года; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 29 июня 2017 года N 02-25-00243; экспертным заключением по результатам обследования организованного воздухообмена от 26 июля 2017 года; поручением на проведение сверх утвержденного государственного задания; заявлениями жильцов дома по улице Суворовская, дом 24; электронным обращением Асташина Н.П. с единого сайта приема обращений граждан; протокола внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; договор аренды от 16 июня 2014 года; информационными письмами ЗАО "Дедовский хлеб", АО "МОЛВЕСТ"; фотоматериалами; устными показаниями представителя Роспотребнадзора Федотовой К.В. и председателя совета собственников многоквартирного дома 5 по улице Суворовской А*** Н.П, полученными судьей районного суда и представителей Роспотребнадзора Ф*** К.В, Д*** Е.С. и К*** Л.Е, полученными судьей Московского городского суда в ходе рассмотрения жалобы.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО "Панда+" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ООО "ПАНДА+" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, в виду недоказанности нарушения санитарно-эпидемиологических требований в магазине реализации продовольственных товаров, подлежит отклонению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 29 июня 2017 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ВАО г. Москвы поступило заявление от собственников жилья и квартиросъемщиков по улице Суворовская дом 24 в городе Москве о принятии мер о запрете разгрузочно-погрузочных работ в доме по вышеуказанному адресу, производимых магазином, расположенном на 1 этаже - ООО "ПАНДА+", а также о допущенных Обществом нарушениях санитарно-эпидемиологических требований (л.д. 18-23).
Аналогичные факты о нарушениях допущенных ООО "ПАНДА+" с требованиями о проведении внеплановой проверки и запрете деятельности по разгрузке товара у окон жилого дома приведены в электронном обращении, поступившим в Роспотребнадзор с единого сайта приема обращений граждан, 2 апреля 2017 года от предстателя многоквартирного дома А***Н.П. (л.д. 38).
При проведении на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 29 июня 2017 года N02-25-00243 внеплановой выездной проверки должностными лицами Роспотребнадзора установлено, что факты, изложенные в указанных выше обращениях, частично подтвердились, что зафиксировано в акте проверки (л.д. 7-10) и в фотоматериале (л.д. 75-86).
При этом ставить под сомнение изложенные в акте и зафиксированные на фотоматериале сведения, а также изложенные в обращении жильцов дома данные о допущенных ООО "ПЛАНЕТА+" нарушениях оснований не имеется.
Так, из представленных в материалы дела фотоматериалов, полученных в ходе проведения проверки должностными лицами, усматривается, что на придомовой территории вышеуказанного жилого дома со стороны двора, где расположены окна и входы в квартиры, зафиксированы грузовые автомобили, осуществляющие разгрузку товаров в магазин через металлическую пристройку (л.д. 76), а также факт объединения сетей бытовой канализации магазина с канализацией жилого дома (л.д. 74).
Доказательств осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности Обществом иным способом, в том числе со стороны проезжей части, заявителем в ходе проведения судебного разбирательства и к настоящей жалобе не представлено.
Представленный Обществом в ходе рассмотрения дела судьей районного суда акт обследования, проведенного специалистами ГБУ "Жилищник района Преображенское" не свидетельствует о соблюдении Обществом требований п. 3.7 СП 2.3.6.1066-01, предусматривающего запрет на объединение производственной канализации организаций торговли, размещенных в жилых зданиях с канализацией этих зданий, поскольку указанное обследование проведено после проведенной должностными лицами проверки (31 июля 2017 года) без осмотра системы хозяйственно-бытовой канализации в подвальном помещении.
Ссылка в жалобе на фактическое наличие во всех помещениях магазина встроенных над потолком функционирующих систем приточно-вытяжной механической вентиляции, а равным образом о том, что требования п. 4.2 СП 2.3.6.1066-01 о наличии в кабинете директора воздушного фильтра и воздухонагревателя носят рекомендательный характер и в случае нарушения не влекут ответственности, а требования п. 4.4 СП 2.3.6.1066-01 не предусматривают подтверждение автономности системы вентиляции магазина техническим заключением, являются несостоятельными.
Приточно-вытяжная вентиляция - система, подающая в помещение определенное количество воздуха и удаляющая из помещения отработанный воздух, по способу создания давления и перемещения воздуха либо с механическим (искусственным), либо с естественным, либо с механическим и естественным побуждением.
Согласно акту проверки от 31 июля 2017 года в ходе обследования помещений магазина было установлено, что в помещениях магазина предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным побуждением воздуха. При этом подача воздуха наружного воздуха в торговый зал магазина осуществляется с естественным побуждением воздуха через открываемую входную дверь. Удаление отработанного воздуха из торгового зала магазина осуществлялось с естественным побуждением воздуха через горизонтальные воздухоотводы подключённые к существующим вентиляционным шахтам здания, но техническое заключение об автономности и функциональности используемых вентиляционных шахт для продовольственного магазина в момент обследования представлено не было. Подача воздуха в кабинет директора производилась одной механической приточной системой вентиляции П1 без очистки и подогрева воздуха приточного воздуха. Удаление отработанного воздуха из кабинета директора производилось системой вытяжной вентиляции с механическим побуждением воздуха В1, подключенной к существующей вентиляционной шахте здания. В санузле для персонала вытяжная вентиляция не смонтирована.
Таким образом, факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований ООО "ПАНДА+" достоверно установлен судебными инстанциями в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, и подтверждается совокупностью исследованных объективных и достоверных доказательств, позволяющих делать вывод о виновности Общества в совершении данного правонарушения.
Изучение материалов дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении настоящего дела судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "ПАНДА+" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ. Мотивы, по которым в основу постановления и решения были положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в судебных актах. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО "ПАНДА+", не усматривается.
Административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначено ООО "ПАНДА+" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела, а также характера совершённого правонарушения.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда и решения судьи Московского городского суда.
Срок давности и порядок привлечения ООО "ПАНДА+" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Преображенского районного суда города Москвы от 22 сентября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 24 ноября 2017 года, в редакции определения об исправлении описки от 06 июня 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПАНДА+" оставить без изменения, жалобу защитника Голец И.Я. без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.