Судья Московского городского суда Колосова С.И., изучив кассационную жалобу представителя Пехова А.Ф. по доверенности Комиссарова Г.Я., поступившую в Московский городской суд 29.06.2018 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.04.2018 г. по гражданскому делу по иску Пехова А.Ф. к Управлению социальной защиты населения ЮАО г. Москвы (далее УСЗН ЮАО г. Москвы) о перерасчете ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, полученного при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобльской АЭС,
установил:
Пехов А.Ф. обратился в суд с иском к УСЗН ЮАО г. Москвы о перерасчете ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, полученного при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобльской АЭС. Требования мотивированы тем, что в 1986 году истец принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 29.10.1993 г. Пехову А.Ф. была установлена 2-я группа инвалидности со 100 % утратой трудоспособности в связи с заболеванием, связанным с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. В 1996 году истцу назначена и выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 7553,1 руб. Данная компенсация подлежала индексации с применением коэффициентов МРОТ, что не было сделано ответчиком с 2000 года. Требование Пехова А.Ф. о перерасчете выплаты осталось без удовлетворения. Истец просит суд взыскать с ответчика в его пользу с 01.02.2017 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 107300 руб. с последующей индексацией.
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 09.11.2017 г. постановлено:
Возложить на УСЗН ЮАО г. Москвы обязанность назначить Пехову А.Ф. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 107300 руб. с последующей индексацией с 01.02.2017 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.04.2018 г. решение районного суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Пехова А.Ф. отказано.
В кассационной жалобе Комиссровым Г.Я. ставится вопрос об отмене определения судебной коллегии от 24.04.2018 г. и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений судом второй инстанции при рассмотрении дела допущено не было.
Судом установлено, что в 1986 г. Пехов А.В. принимал непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
29.10.1993 г. истцу установлена вторая группа инвалидности со 100% утратой трудоспособности в связи с заболеванием, связанным с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС.
УСЗН ЮАО г. Москвы производит Пехову А.В. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью, предусмотренные п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходя из его заработка за период работы с 05.06.1986 г. по 12.07.1986 г, размер которой с 01.08.1998 г, с учетом деноминации и индексации, составил 7553,10 руб.
Обращаясь в суд, Пехов А.Ф. сослался на то, что ответчик производит ему выплату возмещения вреда здоровью в ненадлежащем размере, ввиду неправильной индексации назначенной ему 02.03.1996 г. выплаты в возмещение вреда здоровью.
Удовлетворяя исковые требования Пехова А.Ф, районный суд исходил из того, что при выплате истцу компенсации ответчиком не применены законные коэффициенты индексации: с 01.07.2000 г. в размере 1,581, с 01.01.2001 г. в размере 1,515, указав, что в указанный период подлежали применению коэффициенты повышения МРОТ. Также суд посчитал неправомерным применение ответчиком индексов с 19.06.2002 г. в размере 1,12 вместо правильного индекса 1,636; с 01.01.2003 г. в размере 1,12 вместо индекса 1,188; с 01.01.2004 г. в размере 1,1 вместо индекса 1,142.
Как установилсуд, индексация назначенной истцу суммы в возмещение вреда здоровью, исчисленной из его условного заработка, произведена без учета положений части третьей ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24.11.1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 г. до 29.11.2002 г.), допускавших возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда. Суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000 г, равного 1,581 (132: 83,49), а с 01.01.2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 года до 01.07.2000 г. не производилась индексация данных сумм на основании части третьей ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ) и ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2288), исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст. 3 названного Закона.
В своем решении суд первой инстанции также отразил, что ответчиком при индексации суммы возмещения вреда здоровью истца не учтено, что в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 г. N 364-О, наиболее благоприятным механизмом для индексации Пехову А.Ф. ежемесячных выплат в возмещение вреда за период 2002 - 2004 года является индексация по критерию прожиточного минимума для пенсионеров в г. Москве.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами не согласилась, усмотрев основания для отмены.
Отказывая в удовлетворении иска Глебова А.С, суд второй инстанции сослался на следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1-ФЗ от 15.05.1991г. (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ), государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до 15.02.2001 г. регулировались п. 25 ч. 1 ст. 14 Базового закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ); данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 06.01.2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24.12.1992 года N 4214-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24.12.1995 г. N 180-ФЗ), а порядок индексации - положениями ст. 5 Базового закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1, предусматривавшей, что компенсации, суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
С вступлением в силу Федерального закона от 12.02.2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ предусмотрено, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона (в твердой денежной сумме), либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Кроме того, Федеральным законом от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ были внесены изменения в ст. 5 Базового закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 и предусмотрено, что компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также предусмотрено, что размеры выплат, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 2 указанного Закона, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года N 11-П признаны не противоречащими Конституции РФ находящиеся в системном единстве положения ст. 3 и п. 3 ст. 4 ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12.02.2001 г.), ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. 3 и 4 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, новый критерий индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Этим же постановлением Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции РФ положения ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12.02.2001) и ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер и предусмотрено, что впредь, до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.
В данном постановлении указано, что при определении размеров денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда чернобыльцам, законодатель вправе был взять за основу их исчисления любую базовую сумму (в том числе 100 руб.), но не ниже ранее установленной расчетной суммы (83,49 руб.), сохранив прежний коэффициент ее повышения (кратность); данный подход был использован при внесении изменений в базовый закон в связи с принятием Федерального закона "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", Федеральный закон от 12.02.2001 г. и Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" (ст. 3 и 4). При этом, однако, законодателю надлежало предусмотреть такой механизм индексации сумм возмещения вреда, который гарантировал бы регулярность и стабильность ее проведения при надлежащем финансовом обеспечении в условиях роста цен и стоимости жизни. Между тем, установленный взаимосвязанными нормами ч. 3 ст. 5 Базового закона, в редакции от 12.02.2001 г. и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. порядок индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ, перечисленным требованиям не отвечает, поскольку величина такого прожиточного минимума до настоящего времени официально не определялась, что исключает саму возможность индексации соответствующих сумм возмещения вреда здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.
Федеральным законом от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.
Статьей 3 данного Федерального закона предусмотрено, что размеры выплат, установленные в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 или п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона РФ от 18.06.1992 г. N 3061-1) и ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции настоящего Федерального закона, индексируются с 19.06.2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральных законом от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством РФ; выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005-2006 годов; порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством РФ.
Во исполнение указанного Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 г. N 326 "О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 г. по 31.05.2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм", которое предусматривает индексацию ежемесячных денежных компенсаций за период с 19.06.2002 г. по 31.03.2004 г. с применением коэффициентов, соответственно, 1,12, 1,12 и 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного в 2002, 2003 и 2004 годы Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год", в связи с чем, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам второй группы составил: с 19.06.2002 г. по 30.06.2002 г. - 2620 руб, с 01.07.2002 г. по 31.12.2002 г. - 2800 руб, с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г. - 3136 руб, с 01.01.2004 г. по 31.05.2004 г. - 3450 руб.
Судебная коллегия обратила внимание на то, что Симоновским районным судом г. Москвы при рассмотрении дела не было учтено, что из буквального толкования данных правовых норм следует, что гарантия, предусматривающая право выбора граждан, учитывалась только при разрешении вопроса о сохранении размера ежемесячных сумм, либо его изменении по их выбору, однако определения порядка индексации данная гарантия не затрагивает, индексация производится в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, назначена истцу со 02.03.1996 г. в размере 7553,10 руб. Статьей 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ предусмотрено, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона (в твердой денежной сумме), либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15.02.2001 г, в Закон РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми, п. 25 ч. 1 ст. 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 этого Закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам первой группы - 5000 руб, инвалидам второй группы - 2500 руб, инвалидам третьей группы - 1000 руб.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 12.02.2001 г. размер ежемесячной выплаты Пехову А.В. в возмещение вреда здоровью, проиндексированной ответчиком, составлял 9048,61 руб, что значительно превышало размер возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме на указанную дату инвалиду второй группы - 2500 руб.
Таким образом, оснований для вывода о том, что права истца при индексации назначенной ему в 1996 году выплаты в возмещение вреда здоровью, были нарушены по состоянию на 2001 год, когда законодателем было принято новое правовое регулирование назначения возмещения вреда гражданам, указанным в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, не имеется.
Поскольку уменьшения в спорный период размера компенсационной выплаты не допущено, а также исходя из того, что до обращения с данным иском в суд размер компенсации судебными решениям Пехову А.Ф. не устанавливался и не индексировался, и на момент разрешения спора законодательно определены условия индексации за спорный период, которые и применены ответчиком к выплаченной истцу компенсации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для установления истцу с 01.02.2017 г. ежемесячного возмещение вреда здоровью в размере 107300 руб, ввиду чего решение районного суда отменено и постановлено новое решение об отказе Пехову А.Ф. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Апелляционное определение принято в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, нарушений требований процессуального права судами в ходе рассмотрения дела не выявлено.
В целом доводы подателя жалобы направлены на оспаривание выводов суда второй инстанции об установленных обстоятельствах, переоценку доказательств, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене определения судебной коллегии служить не могут, при том, что в силу ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Существенных нарушений судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не выявлено.
Вывод нижестоящей судебной инстанции не противоречат требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 381, ст. 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Пехова А.Ф. по доверенности Комиссарова Г.Я, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.04.2018 г. по гражданскому делу по иску Пехова А.Ф. к Управлению социальной защиты населения ЮАО г. Москвы о перерасчете ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, полученного при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобльской АЭС - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда С.И. Колосова
Московский
городской суд
107996, г. Москва,
ул. Богородский вал, 8
факс: (495) 963-93-59
тел.: (495) 963-55-52
23 июля 2018 г. N 4г/11-9104/2018
Пехов А.Ф.
115583, г. Москва,
ул. Елецкая, д. 9, корп. 1, кв. 1
Направляется копия определения судьи Московского городского суда, вынесенного по результатам рассмотрения Вашей кассационной жалобы.
Приложение:
- копия определения на 8 л.;
- приложенные к жалобе документы.
Судья Московского
городского суда С.И. Колосова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.