Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "НПП "Нефтехимия" - Громова И.В. на решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 23 мая 2018 года, которым постановлено:
"Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО
N от 00.00.0000года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "НПП "Нефтехимия" изменить, указать в описательно-мотивировочной части постановления о применении в отношении назначенного наказания в виде административного штрафа положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО N от 00.00.0000 года оставить без изменений, жалобу - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО
N от 00.00.0000 года ООО "НПП "Нефтехимия" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, по которому назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи районного суда указанное постановление должностного лица было изменено, в описательно-мотивировочной части постановления указано о применении в отношении назначенного наказания в виде административного штрафа положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в остальной части постановление должностного лица было оставлено без изменений, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, представителем ООО "НПП "Нефтехимия" подана жалоба в Московский городской суд, в которой он ставит вопрос об их отмене, указывая на то, что судом первой инстанции неверно дана оценка обстоятельствам дела; истечение срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности.
Выслушав представителей ООО "НПП "Нефтехимия" - Белоусова А.В. и Громова И.В, представителей Департамента Росприроднадзора по ЦФО - А.Г.М. и М.А.В, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи районного суда.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению согласно cm. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов ( cm. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правшами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строении, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека:
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российского Федерации, органы местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года N 80 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1,7.1322-03 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
В силу пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.):
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и липа, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных прав ; нормативов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как усматривается из материалов дела, п о итогам проведенной плановой выездной проверки ООО "НПП "Нефтехимия" 00.00.0000 года в 17 час. 00 мин. по адресу:
****, выявлено, что ООО "НПП "Нефтехимия" в 0000 году образовало на предприятии отход III класса опасности - порошок полипропилена 15,99 тонн, при нормативе образования отхода в 7 тонн, что свидетельствует о превышении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, чем нарушаются требования ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Указанное несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами допущено ООО "НПП "Нефтехимия", в связи с чем, действия ООО "НПП "Нефтехимия" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "НПП "Нефтехимия" подтверждаются следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении N от 00.00.0000 года;
- актом проверки от 00.00.0000 года;
- постановлением о назначении административного наказания N от 00.00.0000 года;
- уведомлением о проведении плановой выездной проверки от 00.00.0000 года;
- иными материалами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "НПП "Нефтехимия" в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО "НПП "Нефтехимия" в его совершении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных санитарно-эпидемиологических требований.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "НПП "Нефтехимия" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО "НПП "Нефтехимия" по ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Суд первой инстанции верно учел показания представителя Росприроднадзора по ЦФО А.Г.М, который пояснил, что при проверке деятельности ООО "НПП "Нефтехимия" был выявлен факт образования на предприятии отхода III класса опасности - порошка полипропилена 15,99 тонн, при нормативе образования отхода в 7 тонн, в связи с чем в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении.
Доводы жалобы заявителя о не верной даче оценки обстоятельствам дела и не правильном применении судом норм материального права, судом отклоняются, как не нашедшие своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы по существу.
Доводы жалобы заявителя об истечении срока привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции также отклоняются, поскольку применительно к положениям ст. 4.5 КоАП РФ, а также учитывая даты обнаружения должностным лицом факта совершения правонарушения (00.00.0000 года) и привлечения юридического лица к административной ответственности (00.00.0000 года) срок привлечения юридического лица к административной ответственности не истек.
Из содержания ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ следует, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ст. 23.29 КоАП РФ старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, в т.ч. по ст. 8.2 КоАП РФ.
КоАП РФ не содержит в себе положений о запрете на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, если при этом должностное лицо в силу положений гл. 23 КоАП РФ наделено полномочиями по рассмотрению данного дела и им соблюдены требования ст.ст. 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении нахожу составленным в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ и содержащим все необходимые для рассмотрения дела сведения, в том числе, о событии, времени и месте совершения правонарушения и о юридическом лице как лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Административное наказание назначено ООО "НПП "Нефтехимия" в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО
N от 00.00.0000 года и решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 23 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "НПП "Нефтехимия" оставить без изменения, жалобу представителя ООО "НПП "Нефтехимия" - Громова И.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.