Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1000/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИГ 3", общества с ограниченной ответственностью "АРМАНТ", общества с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ АРМАНТ" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МИГ 3", общество с ограниченной ответственностью "АРМАНТ", общество с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ АРМАНТ" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения площадью 2889,1 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 154271000 руб.;
- нежилого помещения площадью 1515,4 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 83452000 руб.;
- нежилого помещения площадью 1603,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 97841000 руб.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются соответственно собственниками нежилых помещений и не согласны с кадастровой стоимостью этих объектов недвижимости, считают её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщиков налога на имущество организации. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 25 октября 2017 г. NОО2017Б-182, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ". Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 28 ноября 2017 года N51-28937/2017 административным истцам отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела административные истцы общество с ограниченной ответственностью "МИГ 3", общество с ограниченной ответственностью "АРМАНТ", общество с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ АРМАНТ" подали дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просят у становить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения общей площадью 2889,1 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, в размере его рыночной стоимости, равной 152088387 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого помещения общей площадью 1515,4 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, в размере его рыночной стоимости, равной 93999161 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого помещения общей площадью 1603,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, в размере его рыночной стоимости, равной 110122798 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
В судебном заседании представитель административных истцов общества с ограниченной ответственностью "МИГ 3", общества с ограниченной ответственностью "АРМАНТ", общества с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ АРМАНТ" - Абрамов С.В, действующий по доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истцов и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом:
- нежилое помещение общей площадью 2889,1 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, принадлежит на праве собственности административному истцу обществу с ограниченной ответственностью "АРМАНТ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права;
- нежилое помещение общей площадью 1515,4 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, принадлежит на праве собственности административному истцу обществу с ограниченной ответственностью "МИГ 3", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права;
- нежилое помещение общей площадью 1603,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, принадлежит на праве собственности административному истцу обществу с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ АРМАНТ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 г. Административные истцы не согласились с результатами определения кадастровой стоимости нежилых помещений и оспорили их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 10 ноября 2017 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 28 ноября 2017 г. N51-28937/2017 административным истцам отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административных истцов о том, что утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений напрямую затрагивают их права и обязанности, поскольку административные истцы, будучи собственниками, являются плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном её рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден. Д оводы административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административных истцов права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП, административные истцы представили суду отчет об оценке от 25 октября 2017 г. NОО2017Б-182, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ". В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административных истцов и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 21 февраля 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 23 мая 2018 г, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А.:
- отчет об оценке от 25 октября 2017 г. NОО2017Б-182, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 2889,1 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 152088387 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 1515,4 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 93999161 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 1603,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 110122798 руб.
Административные истцы согласились с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считают их объективными и достоверными. Вследствие этого подали дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просят у становить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений, равной их рыночной стоимости в размере, как это определено в заключении судебной экспертизы.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А. в судебном заседании не оспаривал заключение судебной экспертизы. Х одатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики и заинтересованное лицо суду не заявили.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 23 мая 2018 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А, с оответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого нежилых помещений основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, прошел профессиональную переподготовку по специализации "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке ПП N656756 от 10 апреля 2007 г, регистрационный номер 10140; повышение квалификации по программе "Оценочная деятельность" в ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству, что подтверждается удостоверением, регистрационный номер 00083/км от 27 июня 2014 г.; сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности, что подтверждается аттестатом N000143-1 от 19 сентября 2017 г, N000132-005 от 24 апреля 2015 г. Эксперт является членом некоммерческого партнерства "Кадастр-оценка", регистрационный номер 00718 от 8 июля 2015 г, а также действующим членом Экспертного совета Ассоциации "Кадастр-оценка". Гражданская ответственность эксперта застрахована, стаж работы в оценочной деятельности с 10 октября 2006 г, работает в обществе с ограниченной ответственностью "Роосконсалтгруп" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 23 мая 2018 г. в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 25 октября 2017 г. NОО2017Б-182, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ", требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого помещения с кадастровым номером "... "в размере 152088387 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "... "в размере 93999161 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "... " в размере 110122798 руб, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной по состоянию на 1 января 2016 г, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером "... "в размере 152088387 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "... "в размере 93999161 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "... " в размере 110122798 руб, являются законными и подлежат удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 10 ноября 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "МИГ 3", общества с ограниченной ответственностью "АРМАНТ", общества с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ АРМАНТ" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 2889,1 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, в размере его рыночной стоимости, равной 152088387 (сто пятьдесят два миллиона восемьдесят восемь тысяч триста восемьдесят семь) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 1515,4 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, в размере его рыночной стоимости, равной 93999161 (девяносто три миллиона девятьсот девяносто девять тысяч сто шестьдесят один) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 1603,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Новокосинская, дом 22, в размере его рыночной стоимости, равной 110122798 (сто десять миллионов сто двадцать две тысячи семьсот девяносто восемь) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "МИГ 3", общества с ограниченной ответственностью "АРМАНТ", общества с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ АРМАНТ" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 10 ноября 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:03:0009004:15343, 77:03:0009004:4098, "... "для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:03:0009004:15343, 77:03:0009004:4098, "... "в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.