Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1003/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества "Програмпроминвест" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Програмпроминвест" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения площадью 617,3 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 72838000 руб.;
- нежилого помещения площадью 451,8 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 60767000 руб.;
- нежилого помещения площадью 172,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 27037000 руб.;
- нежилого помещения площадью 215,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 37903000 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений и не согласен с кадастровой стоимостью этих объектов недвижимости, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организации. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 23 июня 2017 г. N02-03/17/0878, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Оценочна компания "ВЕТА". Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 28 ноября 2017 года N51-28979/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Определением Московского городского суда от 16 февраля 2018 г. прекращено производство по административному делу N3а-1003/2018 в части административного искового заявления акционерного общества "Програмпроминвест" об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения площадью 617,3 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 72838000 руб.;
- нежилого помещения площадью 451,8 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 60767000 руб.
В ходе рассмотрения дела административный истец акционерное общество "Програмпроминвест" подало дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения площадью 172,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 23980808 руб. 47 коп.;
- нежилого помещения площадью 215,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 29151331 руб. 36 коп.
В судебном заседании представитель административного истца акционерного общества "Програмпроминвест" - Бронский А.Е, действующий по доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агафонова С.С, действующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности нежилое помещение площадью 172,5 кв.м. с кадастровым номером "... "и нежилое помещение площадью 215,7 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0023001:5033, расположенные по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого помещения с кадастровым номером "... "в размере 40531126 руб. 13 коп, нежилого помещения с кадастровым номером "... "в размере 50101592 руб. 39 коп.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости нежилых помещений и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 13 ноября 2017 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 28 ноября 2017 г. N51-28979/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений напрямую затрагивают его права и обязанности, поскольку административный истец, будучи собственником, является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном её рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Д оводы административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП, административный истец представил суду отчет об оценке от 23 июня 2017 г. N02-03/17/0878, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Оценочна компания "ВЕТА". В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного ответчика и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 16 февраля 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 8 мая 2018 г, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Роосконсалтгруп" Курсенко А.В.:
- отчет об оценке от 23 июня 2017 г. N02-03/17/0878, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Оценочна компания "ВЕТА", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 172,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 28297354 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 215,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 34398571 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, однако считает, что из рыночной стоимости нежилых помещений, определенной экспертом, необходимо вычесть сумму НДС.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агафонова С.С. в судебном заседании не согласилась с размером рыночной стоимости нежилых помещений, считает правильной кадастровую стоимость. При этом конкретные замечания на заключение судебной экспертизы со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица не предоставлены.
Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные истец и ответчики суду не заявили.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 8 мая 2018 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Роосконсалтгруп" Курсенко А.В, с оответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого нежилых помещений основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, прошел профессиональную переподготовку по специализации "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке ПП-1 N233975 от 27 марта 2009 г, регистрационный номер 071/2009; проходил повышение квалификации по программе "Оценочная деятельность" в ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству, что подтверждается удостоверением, регистрационный номер 00085/км от 27 июня 2014 г.; сдал единый квалификационный экзамен, подтверждается аттестатом N000133-005 от 24 апреля 2015 г.; является членом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Союз Федерация Специалистов Оценщиков", регистрационный номер 00279 от 2 ноября 2016 г, а также действующим членом Экспертного совета некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Союз Федерация Специалистов Оценщиков"; гражданская ответственность эксперта застрахована; стаж работы в оценочной деятельности 8 лет, работает в должности эксперта - генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Роосконсалтгруп".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 8 мая 2018 г. в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 23 июня 2017 г. N02-03/17/0878, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Оценочна компания "ВЕТА", требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого помещения с кадастровым номером "... "в размере 28297354 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "... "в размере 34398571 руб, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Поскольку рыночная стоимость нежилых помещений меньше их кадастровой стоимости, суд считает возможным установить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения общей площадью 172,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, в размере его рыночной стоимости, равной 28297354 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого помещения общей площадью 215,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, в размере его рыночной стоимости, равной 34398571 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
При этом отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления об у становлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения площадью 172,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 23980808 руб. 47 коп.;
- нежилого помещения площадью 215,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 29151331 руб. 36 коп,
поскольку данная стоимость определена административным истцом путем вычитания суммы НДС из рыночной стоимости нежилых помещений, определенной судебной оценочной экспертизой.
Как разъяснено в письме Минфина России от 17 октября 2017 г. N03-05-04-01/67806, письме Минэкономразвития России от 12 октября 2017 г. NД22и-1031 "О представлении информации", величина рыночной стоимости, установленная в качестве кадастровой стоимости, не должна зависеть от особенностей налогообложения НДС, в частности, самого налогоплательщика по налогу на имущество организаций, а рыночная информация, используемая для ее определения, не анализируется на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС. При этом такая рыночная стоимость не должна отражать включение или не включение в ее состав НДС.
Из содержания оценочной судебной экспертизы от 8 мая 2018 г. следует, что экспертом определена рыночная стоимость спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 г. В частности, при определении величины рыночной стоимости нежилых помещений сравнительным и доходным подходами экспертом принята рыночная стоимость объектов-аналогов, указанная в объявлениях (сведениях Базы архивных данных рынка недвижимости), без включения и вычитания суммы НДС. Допущенные экспертом ссылки на "НДС" приведены в целях подтверждения принятия экспертом рыночной стоимости объектов-аналогов, без вычитания из нее суммы НДС и включения НДС.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 13 ноября 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Судом установлено, что административный истец оплатил государственную пошлину в размере 8000 руб. по платежному поручению N809 от 19 декабря 2017 г. Ввиду отказа административного истца от части административных исковых требований о пересмотре кадастровой стоимости в отношении двух нежилых помещений и прекращения производства по административному делу в этой части, суд на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ считает необходимым возвратить административному истцу уплаченную государственную пошлину для подачи административного искового заявления в размере 4000 руб. по платежному поручению N809 от 19 декабря 2017 г.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества "Програмпроминвест" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 172,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, в размере его рыночной стоимости, равной 28297354 (двадцать восемь миллионов двести девяносто семь тысяч триста пятьдесят четыре) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 215,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, в размере его рыночной стоимости, равной 34398571 (тридцать четыре миллиона триста девяносто восемь тысяч пятьсот семьдесят один) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Датой обращения акционерного общества "Програмпроминвест" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 13 ноября 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:02:0023001:5029, "... "для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:02:0023001:5029, "... " в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать акционерному обществу "Програмпроминвест" в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об у становлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, в отношении нежилого помещения общей площадью 172,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, в размере 23980808 руб. 47 коп, нежилого помещения общей площадью 215,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, проспект Мира, д.16, строение 2, в размере 29151331 руб. 36 коп.
Возвратить акционерному обществу "Програмпроминвест" государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) руб, уплаченную по платежному поручению N809 от 19 декабря 2017 г. для подачи административного искового заявления.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.