Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1108/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Инструмент" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилого здания и земельных участков, равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Инструмент" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания площадью 5654,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ул.Электродная, д. 9б, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 131550695 руб.;
- земельного участка площадью 516 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9Б, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 10415742 руб.;
- земельного участка площадью 3075 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9-Б, равной его рыночной стоимости по состоянию на 5 июня 2017 г. в размере 62070557 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является владельцем объектов недвижимости и не согласен с кадастровой стоимостью этих объектов недвижимости, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости земельного участка и нежилого помещения, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 1 ноября 2017 г. NН-50/2017-К, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "ПраймАудит". Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 19 декабря 2017 года N51-32135/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Инструмент" подало дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость:
- нежилого здания площадью 5654,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ул.Электродная, д. 9б, в размере его рыночной стоимости, равной 141016437 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- земельного участка общей площадью 516 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9Б, в размере его рыночной стоимости, равной 10764827 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- земельного участка общей площадью 3075 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9-Б, в размере его рыночной стоимости, равной 53883466
руб. и определенной по состоянию на 5 июня 2017 г.
В судебное заседание представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Инструмент" - Мельничук Е.Б, действующий по доверенности, не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного Департамента городского имущества города Москвы - Моисеев А.И, де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя указанного лица, участвующего в деле, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности нежилое здание площадью 5654,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ул.Электродная, д. 9б, земельный участок общей площадью 516 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9Б, земельный участок общей площадью 3075 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9-Б, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ, статей 65, 66 Земельного кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных нежилого здания и плательщиком земельного налога за земельный участок. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьёй 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ налоговая база определяются исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. в отношении нежилого здания с кадастровым номером "... " в размере 224834565 руб. 26 коп.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "... "по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 22720265 руб. 82 коп, земельного участка с кадастровым номером "... "по состоянию на 5 июня 2017 г. в размере 135743015 руб. 25 коп.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 30 ноября 2017 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания и земельных участков. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 19 декабря 2017 г. N51-32135/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и нежилого здания по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что утвержденные постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП, N791-ПП результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости напрямую затрагивают его права и обязанности, поскольку административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных нежилых зданий и плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, которые исчисляются исходя кадастровой стоимости данных объектов недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном её рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Д оводы административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 г, кроме земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:9, кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 5 июня 2017 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества, административный истец представил суду отчет об оценке от 1 ноября 2017 г. NН-50/2017-К, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "ПраймАудит". В ходе рассмотрения дела по ходатайству сторон и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 1 марта 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 16 апреля 2018 г. N157/2018/Э, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Независимая оценочная компания "ПРОФИТ ЛАЙН" Куреповым М.М.:
- отчет об оценке от 1 ноября 2017 г. NН-50/2017-К, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "ПраймАудит", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 5654,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ул.Электродная, д. 9б, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 141016437 руб.;
- земельного участка общей площадью 516 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9Б, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 10764827 руб.;
- земельного участка общей площадью 3075 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9-Б, по состоянию на 5 июня 2017 г. составляет 53883466 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого, а также учитывая расхождение между кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, определенной в заключении оценочной судебной экспертизы, административный истец подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилого здания и земельных участков, в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Моисеев А.И. не согласился с определенным экспертом размером рыночной стоимости объектов недвижимости, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость. При этом административные ответчики не привели суду конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии заключения оценочной судебной экспертизы требованиям действующего законодательства. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 16 апреля 2018 г. N157/2018/Э, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Независимая оценочная компания "ПРОФИТ ЛАЙН" Куреповым М.М, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного, затратного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, прошел профессиональную переподготовку по специальности "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом ПП N983141 от 26 мая 2006 г.; сдал единый квалификационный экзамен, что подтверждается квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности N000013-005 от 6 сентября 2013 г.; эксперт является членом некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Деловой союз оценщиков", свидетельство N303 от 8 апреля 2011 г.; гражданская ответственность эксперта застрахована; стаж работы в области оценки 19 лет, работает в обществе с ограниченной ответственностью Независимая оценочная компания "ПРОФИТ ЛАЙН".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 16 апреля 2018 г. N157/2018/Э в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 1 ноября 2017 г. NН-50/2017-К, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "ПраймАудит", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого здания с кадастровым номером "... " в размере 141016437 руб, земельного участка с кадастровым номером "... "в размере 10764827 руб.; подтверждающего величину рыночной стоимости по состоянию на 5 июня 2017 г. земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:9 в размере 53883466
руб, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания площадью 5654,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ул.Электродная, д. 9б, в размере его рыночной стоимости, равной 141016437 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- земельного участка общей площадью 516 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9Б, в размере его рыночной стоимости, равной 10764827 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- земельного участка общей площадью 3075 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9-Б, в размере его рыночной стоимости, равной 53883466
руб. и определенной по состоянию на 5 июня 2017 г.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 30 ноября 2017 г. При этом датой оценки спорного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:9 является 5 июня 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером "... " и земельного участка с кадастровым номером "... " для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 г, а в отношении земельного участка с кадастровым номером "... " применяется с 5 июня 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Инструмент" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания и земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 5654,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ул.Электродная, д. 9б, в размере его рыночной стоимости, равной 141016437 (сто сорок один миллион шестнадцать тысяч четыреста тридцать семь) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 516 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9Б, в размере его рыночной стоимости, равной 10764827 (десять миллионов семьсот шестьдесят четыре тысячи восемьсот двадцать семь) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 3075 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ул.Электродная, влад. 9-Б, в размере его рыночной стоимости, равной 53883466 (пятьдесят три миллиона восемьсот восемьдесят три тысячи четыреста шестьдесят шесть) руб. и определенной по состоянию на 5 июня 2017 г.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Инструмент" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 30 ноября 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... "и нежилого здания с кадастровым номером "... " для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 5 июня 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимого имущества, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:52, 77:03:0006001:9, нежилого здания с кадастровым номером "... " в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.