Басманного районного суда г. Москвы от 16 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО "Первая Грузовая Компания",
установил:
постановлением государственного инспектора по СЗФО - главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу N*** от ***года АО "Первая Грузовая Компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, защитник АО "Первая Грузовая Компания" подал на него жалобу в Дзержинский районный суд г.Санкт-Петербург, определением судьи которого от 01 декабря 2017 года жалоба на рассмотрение по территориальной подсудности направлена в Басманный районный суд г.Москвы, с учетом того, что вмененное административное правонарушение совершено в результате бездействия юридического лица по месту его нахождения по адресу: г. Москва, ул.***, д.12, стр.1.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 16 апреля 2018 года вышеприведенное постановление должностного лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время защитник общества обжалует акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной в Московский городской суд жалобы, согласно которым, дело должностным лицом неправомерно рассмотрено в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела; в данном случае имеет место быть неправильная квалификация действий общества по ст.8.2 КоАП РФ, тогда как действия АО "Первая Грузовая Компания" составляют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.13.19 КоАП РФ; у должностного лица Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу не имелось полномочий на вынесение постановления по факту административного правонарушения, совершенного в г.Москве.
В судебное заседание законный представитель АО "Первая Грузовая Компания", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Наумова А.Н, указанные доводы жалобы поддержавшего в полном объеме, просившего их удовлетворить.
Изучив материалы рассматриваемого дела, проверив приведенные выше доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, нахожу обжалуемые акты должностного лица административного органа и судьи районного суда законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению в связи со следующим.
Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями данного Федерального закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Пунктами 7 и 8 ст. 18 того же Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке; порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке; порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 1 и частью 3 ст. 19 вышеназванного Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета; объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
Статьей 6 от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно пунктам 3 - 6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 февраля 2010 года N 30 "Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов", предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы; отчетный период составляет один календарный год; в случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя - субъекта малого и среднего предпринимательства; отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом; отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.
На основании Приказа Росприроднадзора от 14 ноября 2011 года N 828 "Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме N 2-ТП (отходы) и формированию официальной статистической информации" юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно предоставляют в срок до 01 февраля после отчетного периода сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления.
Пунктами 1 и 2 Приказа Росстата от 28 января 2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" и установлено предоставление данных по указанной форме, в сроки 01 февраля после отчетного периода.
Форма 2-ТП (отходы) - сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления содержит экологическую информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды (информация о видах отходов, сгруппированных по классам опасности для окружающей природной среды, наличие отходов на начало отчетного периода, образование отходов за отчетный период, поступление отходов из других организаций, информация об обезвреживании отходов, передача отходов другим организациям, размещение отходов на собственных объектах, использование отходов).
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 00.01 час. ***года по адресу: г. Москва, ул.***, д.12, стр.1, выявлено, что АО "Первая Грузовая Компания", в нарушение требований ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Росстата от 28 января 2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", не представило в срок до 01 февраля 2017 года отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016 год по форме 2-ТП по площадке промывочно-пропарочной станции Кириши, которое представлено было лишь в 12.19 час. ***года, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ.
Факт совершения АО "Первая Грузовая Компания" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, служебной запиской N972 от 12 мая 2017 года, согласно которой отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016 год по форме 2-ТП по площадке промывочно-пропарочной станции Кириши, которое представлено было лишь в 12.19 час. ***года, электронный номер отчета, выданный веб-порталом приема отчетности, *** от ***года; сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016 год по форме 2-ТП; п исьменными объяснениями защитника АО "Первая Грузовая Компания" по обстоятельствам представления отчетности за 2016 год; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; протоколом об административном правонарушении от ***года в отношении АО "Первая Грузовая Компания" по ст. 8.2 КоАП РФ, в котором подробно изложено существо правонарушения, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что протокол составлен в присутствии защитника общества по доверенности Наумова А.Н, которому разъяснены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, с протоколом он ознакомлен, с ним не согласился, копию его для сведения получил на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, а также содержится подпись должностного лица, его составившего, все сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства составлены должностными лицами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе проведения плановой выездной проверки в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены принципы охраны окружающей среды, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
По смыслу ч.1 ст.39 того же Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Учитывая, что форма 2-ТП (отходы) в данном случае рассматривается не как статистическая отчетность, а как документ, содержащий экологическую информацию и позволяющий осуществлять учет в области обращения с отходами, в связи с чем ее не предоставление является действием (бездействием), заключающимся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а также установив факт представления заявителем отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016 год по форме 2-ТП по площадке промывочно-пропарочной станции Кириши не в установленный срок - до 01 февраля 2017 года, а лишь в 12.19 час. ***года, действия АО "Первая Грузовая Компания" правильно квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ.
Ввиду изложенного, принимая во внимание тот факт, что объективная сторона административного правонарушения по ст.13.19 КоАП РФ заключается в нарушении должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, утверждения в жалобе о том, что д ействия АО "Первая Грузовая Компания" составляют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.13.19 КоАП РФ, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм.
При этом, сам факт представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016 год по форме 2-ТП по площадке промывочно-пропарочной станции Кириши не в установленный до 01 февраля 2017 года срок стороной защиты не отрицался ни в суде первой инстанции, ни в доводах поданной жалобы.
Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что АО "Первая Грузовая Компания" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Росстата от 28 января 2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления".
Постановление N*** от ***года, которым АО "Первая Грузовая Компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, содержит подробное описание события правонарушения, указание на нормы закона, нарушение которых вменяется обществу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - государственным инспектором по СЗФО - главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности, в присутствии защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности Скорюкова И.А, которому для сведения вручена копия постановления, о чем имеются его собственноручная подпись.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Утверждения в жалобе о том, что дело об административном правонарушении должностным лицом неправомерно рассмотрено ***года в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, опровергаются материалами дела, из которых усматривается, что общество о месте и времени рассмотрения дела должностным лицом извещено в установленном порядке, обеспечило явку защитника Скорюкова И.А, действующего на основании нотариально удостоверенных доверенностей на представление интересов АО "Первая Грузовая Компания", предоставляющих ему право участвовать в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника, с правом совершения всех процессуальных действий, предусмотренных ст.25.5 КоАП РФ (л.д.49-53), в связи с чем нарушений права на защиту допущено не было.
На основании ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения.
Как разъяснено в пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.
Исходя из положений п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
В данном случае обществу вменяется не предоставление в установленный срок отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016 год по форме 2-ТП, то есть совершение административного правонарушения в форме бездействия, в связи с чем местом совершения административного правонарушения является местонахождение юридического лица, где должно было быть совершено действие, указанное в протоколе об административном правонарушении, именно: г.Москва, ул.***, д.12, стр.1, что относится к юрисдикции Басманного районного суда г.Москвы, в связи с чем дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО "Первая Грузовая Компания" было рассмотрено судьей в соответствии с правилами территориальной подсудности.
При рассмотрении настоящего дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу оспариваемых актов, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в значительном размере.
Административное наказание назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ, с учетом характера совершённого правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжести административного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, также не имеется.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу общества, материалы дела не содержат.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора по СЗФО - главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу N*** от ***года, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 16 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО "Первая Грузовая Компания" оставить без изменения, жалобу защитника Наумова А.Н. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.