Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Стракатовой З.Е. и Душнюк Н.В.
при секретаре Табота Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2018 года по исковому заявлению Зонова Л.А. к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Карелия" о возложении обязанности возобновить выплату пенсии, взыскании денежной суммы.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зонов Л.А. обратился с иском по тем основаниям, что в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" с 1988 года является военным пенсионером, однако решениями ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" выплата пенсии с мая 2017 года ему приостановлена по причине его убытия в Республику Украина, а с 01 ноября 2017 года - прекращена, в связи с его проживанием на территории Республики Украина. С решением ответчика истец не согласен, поскольку является гражданином Российской Федерации, гражданство не изменял, с 1996 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район (... ). В настоящее время он находится в Украине по стечению обстоятельств: сначала по причине ухода за больной матерью, в последующем - по причине двух перенесенных инфарктов, является нетранспортабельным. Получать пенсионное обеспечение от Украины он не может, поскольку является гражданином Российской Федерации. Истец, полагая свое право на пенсионное обеспечение нарушенным, просил возложить на ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" обязанность возобновить выплату военной пенсии с момента прекращения такой выплаты и выплатить задолженность по пенсионному обеспечению с 01 мая 2017 года по момент возобновления выплаты пенсии.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С таким решением истец не согласен, в апелляционной жалобе представитель истца, действующая по доверенности Зонова Т.Л, просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы приводит обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Также указывает на нарушение ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" гарантированных истцу, как гражданину России, прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, таких как свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию, получать социальное обеспечение по возрасту. Полагает, что суд не создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела и правильного применения законодательства, неправильно применил нормы материального права и оценил представленные доказательства.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец и его представитель не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представители ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия", действующие по доверенностям Писарек М.Н. и Коченгин В.Я, с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
В соответствии со статьями 1 и 50 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее Закона РФ N 4468-1) работа по пенсионному обеспечению лиц, лиц, проходивших военную службу, осуществляется Министерством обороны РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
В силу статей 11, 56 указанного Закона РФ выплата пенсий осуществляется Министерством обороны РФ по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 26 Федеральрого закона "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Судом установлено, что Зонов Л.А, (... ), гражданин Российской Федерации, проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы, с сентября 1988 года являлся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 13 Закона РФ N 4468-1. Истец с 1996 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, (... ). Пенсия за выслугу лет выплачивалась Зонову Л.А. ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия".
Зонов Л.А. выехав за пределы России в 2001 году, пенсионный орган об этом не уведомил.
Истец проживает в Винницкой области в Украине, в удостоверении, выданном истцу, на постоянное проживание в Украине N, имеется отметка о регистрации Зонова Л.А. с 8 февраля 2011 года на территории Украины - Винницкая область, Винницкий район, (... )
Обратившись с настоящим иском в суд истец заявляет о необоснованности приостановления и в последующем прекращения выплаты ему пенсии за выслугу лет.
Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N 885н и подлежащими в силу статьи 50 Закона РФ N 4468-1 применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.
Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях") является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Разрешая данный спор, суд обоснованно исходил из того, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных положений Соглашения от 13 марта 1992 года и Соглашения от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных Соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Законодательством Украины предусмотрено назначение уволенным военнослужащим пенсии за выслугу лет, при проживании их на территории Украины применяются положения указанных Соглашения от 13 марта 1992 года и Соглашения от 15 мая 1992 года.
Приостановление выплаты страховой пенсии производится при поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы (пункт 5 части 1 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При этом согласно части 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" при устранении обстоятельств, явившихся основанием для приостановления выплаты пенсии, возобновление выплаты страховой пенсии производится в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты страховой пенсии.
Возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии (пункты 73 - 83 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года. N 885н).
Решением ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" от 28 апреля 2017 года Зонову Л.А. приостановлена выплата пенсии за выслугу лет с 1 мая 2017 года по 31 октября 2017 года, до устранения обстоятельств, препятствующих выплате пенсии. О данном решении Зонов Л.А. был уведомлен 5 мая 2017 года, при этом ему было предложено представить документ, подтверждающий отсутствие у него права на получение пенсии от Украины.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что у ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" имелись правовые основания для принятия решения о приостановлении выплаты пенсии Зонову Л.А, поскольку были обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства Зонова Л.А. в Российской Федерации, учитывая также то обстоятельство, что установление факта постоянного проживания Зонова Л.А. на территории другого государства и подтверждение его права на выплату пенсии на территории Российской Федерации влекут за собой прекращение выплаты ему пенсии на территории Российской Федерации.
При этом приостановление на территории Российской Федерации выплаты пенсии Зонову Л.А. в связи с необходимостью установления его места жительства не означает лишение его права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления.
В последующем, 20 июля, в ноябре, 19 декабря 2017 года и 19 января 2018 года ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" сообщал истцу о том, что представленные им документы не являются основанием для возобновления выплаты пенсии.
Учитывая, что Зоновым Л.А. не были устранены обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления выплаты пенсии, оснований для возобновления выплаты пенсии не имелось.
По итогам проведенных ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" проверок фактического проживания Зонова Л.А. было установлено, что Зонов Л.А. на территории Российской Федерации длительное время не проживает, убыл на Украину, длительное время отсутствует по месту регистрации. Указанные обстоятельства истцом не оспаривались.
Зоновым Л.А. не были представлены документы, подтверждающие отсутствие у него права на получение пенсии от Украины, связи с чем выплата пенсии была прекращена.
В последующем, по запросу ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" Пенсионный фонд Украины письмом от 16 февраля 2018 года N подтвердил право Зонова Л.А. на получение пенсии за выслугу лет по Закону Украины N 2262 "О пенионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", в связи с наличием у него удостоверения на постоянное проживание в Украине" и при условии соблюдения норм законодательства Украины, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих.
Учитывая изложенное, решения ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" о приостановлении и в последующем о прекращении выплаты Зонову Л.А. пенсии за выслугу лет основаны на положениях пенсионного законодательства, в связи с чем правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате истцу пенсии за период с 1 мая 2017 года по настоящее время не имеется.
При этом не могут быть приняты во внимание доводы апеляционной жалобы Зонова Л.А. о том, что он является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории России, выехал в Украину погостить, где в силу сложившихся обстоятельств вынужден задержаться.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что имеющим значение обстоятельством по спору о приостановлении и прекращении дальнейшей выплаты пенсии на территории Российской Федерации пенсионеру, переселившемуся на территорию Украины как государства - участника названных выше соглашений, является установление факта переселения и проживания Зонова Л.А. в Украину и наличие у истца по законодательству Украины права на пенсию того же вида, что и в России.
Из материалов дела следует, что истец длительное время на территории России не проживает, как военнослужащий в соответствии с Соглашениями от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 имеет право на получение пенсии за выслугу лет в Украине, в период приостановления выплаты пенсии соответствующих документов ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" не представил.
Отклоняются судебной коллегией ссылки истца в апеляционной жалобе на справку Винницкого районного военного комиссариата о том что он не получает на Украине пенсию за выслугу лет, учитывая что выплату пенсии уволенным военнослужащим в Украине осуществляет Пенсионный Фонд Украины.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения Закона РФ "О праве граждан Росийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Росийской Федерации" также не влияют на постановленное судебное решение. Сама по себе регистрация Зонова Л.А. по месту жительства по адресу: Республика Кареия, Олонцкий район, (... ) не является достаточным доказательством, подтверждающим проживание истца на территории России и безусловным основанием для выплаты пенсии на территории России. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П и от 2 июня 2011 года N 11-П; определения от 5 октября 2000 года N 199-О, от 4 марта 2004 года N 146-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N1309-О-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1597-О-О, от 5 июня 2012 года N 1059-О, от 17 июня 2013 года N 996-О).
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.