Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" Кураева А.А. на постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2017 года, которым постановлено:
"Признать ООО "Управляющая компания НКС" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей",
УСТАНОВИЛ:
15 мая 2017 года государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 2 Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве К.Н.С. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ, в действиях ООО "УК Национального коневодческого союза".
По результатам проведенного административного расследования 28 сентября 2017 года в отношении ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" составлен протокол N по ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ.
Материал по делу об административном правонарушении был направлен на рассмотрение в Симоновский районный суд города Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" Кураев А.А. подал жалобу в Московский городской суд, в которой просил его отменить и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ. В обоснование жалобы указал на то, что судьей не выяснены все обстоятельства по делу, в действиях общества отсутствует вина в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку обществом предприняты меры с целью идентификации участника азартной игры при принятии интерактивной ставки.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя ООО "Управляющая компания НКС" Пивоварову Ю.В, п редставителя Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве Шамрова И.А, согласившегося с постановлением судьи районного суда, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Частью 1 статьи 14.1.1-1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за п рием организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе ставок, в том числе на официальные спортивные соревнования, и выплата им выигрышей без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность.
Как усматривается из материалов дела, 15 мая 2017 года государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 2 МИНФС России N 49 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования установлено, что 30 марта 2017 года С.Б.О. зарегистрировалась на сайте в сети Интернет **** (официальный сайт организатора азартных игр, ООО "УК Национального коневодческого союза") и совершила интерактивную ставку в 23 час. 00 мин. в размере 500 рублей для осуществления пари на спортивные события.
При этом какую-либо идентификацию у ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" не проходила, в букмекерскую контору не являлась и документ удостоверяющий личность сотрудникам организации лично не предъявляла. Право передавать третьей стороне свои персональные данные никому не представляла.
Таким образом, ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" нарушило лицензионные требования, утвержденные Федеральным законом
N 244-ФЗ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1
ст. 14.1.1-1 КоАП РФ, и вина ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" в совершении данного административного правонарушения подтверждаются:
- протоколом N об административном правонарушении от 28 сентября 2017 года;
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15 мая 2017 года;
- пояснениями к анкете клиента С.Б.О.;
- анкетой клиента С.Б.О.;
- выпиской из ежедневного реестра ввода интерактивных ставок в адрес ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" в отношении клиента С.Б.О.;
- протоколом дачи пояснений С.Б.О. от 23 мая 2017 года;
- ответом ООО "НКО "Мобильная карта" от 15 июня 2017 г. на запрос МИФНС России N 49 по г. Москве;
- выпиской из реестра по операции от 30 марта 2017 г. С.Б.О.;
- пояснениями генерального директора ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" М.М.Н. в отношении выписки из ежедневного реестра ввода интерактивных ставок;
- письмом заместителя руководителя управления ФНС России по г. Москве от 05 мая 2017 г. "О направлении обращений" о проведении проверки силами МИФНС России N 49 по г. Москве в связи с обращением С.Б.О.;
- обращением С.Б.О. от 03 апреля 2017 года с приложением скриншотов сайта МИФНС России N 49 по г. Москве;
- обращением МИФНС России N 49 по г. Москве в адрес МИФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике об оказании содействия в проведении проверки от 16 мая 2017 года;
- протоколом дачи пояснений Д.А.П. от 02 июня 2017 года;
- правилами внутреннего контроля ООО "УК Национального коневодческого союза";
- выпиской из ЕГРЮЛ;
- копией договора об осуществлении переводов интерактивных ставок и выплаты выигрышей от 10 июня 2016 г. N ОАИ-06 с приложениями к нему;
- иными материалами дела.
Оценка имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Все выводы судьи должным образом мотивированы.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом. Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении ООО "УК Национального коневодческого союза", представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ.
Является несостоятельным утверждение заявителя поданной в Московский городской суд жалобы о неправильном применении судьей районного суда положений нижеперечисленных норм.
Согласно пп. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", интерактивная ставка - денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр.
Нормами, содержащимися в пункте 1 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ на организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований возложена обязанность принимать ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши, суммы которых превышают размер дохода, не подлежащего налогообложению в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ) и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры.
В п. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ указано, что предусмотренное пунктом 1 части 1 настоящей статьи требование о приеме ставок, интерактивных ставок и выплате выигрышей при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применения иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры, применяется при проведении любых азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с соблюдением при обработке соответствующих персональных данных законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в частности организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров осуществляется посредством внутреннего контроля.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх по своему характеру относится к операциям с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.
Согласно п. 1.2 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 (далее - Положение о требованиях к идентификации клиентов) организации в соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. п. 1.1 и 1.2 ст. 7 названного Закона.
В соответствии с п. 1.6 Положения о требованиях к идентификации клиентов, при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них организация вправе на основании п. 5.4 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Согласно п. 2.1 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов осуществляет деятельность по приему от физического лица денежных средств, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), их учету и переводу организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе с проведением идентификации участника азартной игры в соответствии с Законом N115-ФЗ, обеспечивающей установление возраста такого участника азартной игры.
Согласно п. 2.2 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор и тотализаторов при осуществлении деятельности по приему от физических лиц денежных средств, в том числе электронных денежных средств, обеспечивает учет и предоставление с соблюдением законодательства Российской Федерации в области персональных данных организаторам азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах информации об участниках азартных игр, интерактивных ставках, принятых от участников данных видов азартных игр.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. 1.1,1.2,1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи.
Согласно п. 1.1 и 1.4 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов-физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) и идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб, за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме
религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, товариществ собственников недвижимости (жилья), жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода.
Перечень товаров (работ, услуг), определенный Постановлением Правительства РФ от 15.11.2010 N 920, включает в том числе услугу по приему ставок для участия в азартных играх, в оплату которой платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента-физического лица проводится независимо от суммы перевода.
Таким образом, Законом предусмотрен закрытый перечень оснований, при которых идентификация клиентов не проводится и прием интерактивных ставок для участия в азартной игре этими основаниями не предусмотрен.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ прямо устанавливает случаи, когда при проведении идентификации организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требуется личное присутствие клиента (представителя клиента).
Более того, п. п. 1 п. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ предусмотрена прямая обязанность идентифицировать клиента в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ, однако такое поручение вправе дать только кредитная организация или микрофинансовая компания, к которым ООО "УК Национального коневодческого союза" не относится, поскольку является организатором азартных игр и осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, выданной Федеральной налоговой службой, и не осуществляет свою деятельность как юридическое лицо, на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1.
С учетом изложенного, доводы представителей заявителя о том, что положениями ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за прием организатором азартной игры ставок, тогда как С.Б.О. была сделана интерактивная ставка, судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Следует отметить, что исходя из правового анализа действующего законодательства в указанной сфере, под интерактивной ставкой понимается онлайн-ставка, в данном случае сделанная физическим лицом организатору азартных игр путем использования официального сайта в сети Интернет, тогда как под ставкой понималось бы непосредственное внесение денежных средств игроком в кассу организатора азартных игр.
Доводы жалобы заявителя о предоставлении в суд подложных документов, судом отклоняются как голословные и не подтвержденные какими-либо объективными доказательствами.
Доводы жалобы заявителя о нарушениях действующего законодательства при оформлении протокола дачи пояснений С.Б.О, отклоняются, поскольку перед дачей показаний по заявленному, работником административного органа С.Б.О. была предупреждена об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, а также ей были разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, что не влечет незаконность данного протокола, а также не служит основанием к отмене по существу обоснованного судебного постановления.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" в его совершении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вопреки утверждению заявителя, в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ.
С учетом изложенного, судья пришел к обоснованному выводу о наличии вины в действиях общества в совершении вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" имелась.
По существу все доводы настоящей жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" свете и не свидетельствуют о невиновности общества в совершении инкриминируемого правонарушения.
Административное наказание назначено ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" в пределах санкции ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ, при этом приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу, является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Предусмотренных законом оснований для признания ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" административного наказания чрезмерно суровым не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.1.1-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Управляющая компания Национального коневодческого союза" Кураева А.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.