Дата вступления в законную силу - 31 июля 2018 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Говорова С.И,
при секретаре Манжиковой А.Э,
с участием представителя административного истца Безрученко В.В. - Кекеевой Е.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Безрученко В.В. в лице его представителя Кекеевой Е.Б. к Правительству Республики Калмыкия, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости,
установил:
Безрученко В.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является собственником нежилого здания - павильона для размещения офиса и магазинов с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***. Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия" утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия. По итогам кадастровой оценки кадастровая стоимость здания составила 2*** руб. *** коп. Полагая, что кадастровая стоимость здания значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как плательщика налога на недвижимое имущество, истец обратился за проведением оценки рыночной стоимости здания. Согласно отчету Общества с ограниченной ответственностью "***" от 30 мая 2018 года N *** рыночная стоимость нежилого здания составила 1*** рублей. Просит суд установить кадастровую стоимость указанного здания в размере его рыночной стоимости в соответствии с отчетом оценщика.
В судебном заседании представитель административного истца Безрученко В.В. - Кекеева Е.Б. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, представитель заинтересованного лица - филиала ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не сообщив суду о причинах неявки и не представив никаких доводов и возражений по поводу заявленных исковых требований.
Поскольку установленных статьями 150, 152 КАС РФ оснований отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, признав причину их неявки неуважительной.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав представителя административного истца Безрученко В.В. - Кекееву Е.Б, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу ч. 4 ст. 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр.
Поскольку Правительство Республики Калмыкия не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости оспариваемого объекта недвижимости - нежилого здания, следовательно, не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу, то суд, в силу приведенных выше разъяснений, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Безрученко В.В. к Правительству Республики Калмыкия об установлении кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости.
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, Безрученко В.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 февраля 2018 года.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия по состоянию на 21 ноября 2011 года. В соответствии с указанным нормативным актом кадастровая стоимость принадлежащего Безрученко В.В. нежилого здания составляет 2*** руб. *** коп; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости 27 февраля 2018 года (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 6 марта 2018 года N ****).
Согласно статьям 400, 401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в том числе на здания, строения, сооружения, помещения.
В силу ч. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 135-ФЗ).
Нормами данного Федерального закона предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абз. 5 ч. 16 ст. 24.18 данного Федерального закона к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.
Из отчета от 30 мая 2018 года N ***, составленного оценщиком ООО "***" М, усматривается, что рыночная стоимость принадлежащего Безрученко В.В. объекта недвижимости по состоянию на 27 февраля 2018 года составила 1*** рублей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 названного Федерального закона.
Пунктом 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года N 299, предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
В отчете об оценке от 30 мая 2018 года N *** приведено описание объекта исследования - нежилого здания, его основные количественные и качественные характеристики; изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты оценки; проведен анализ рынка объектов недвижимости и внешних факторов. В результате выбора подходов оценщиком для оценки объекта исследования отобран затратный подход к оценке, реализуемый методом сравнительной единицы. Отказ от использования сравнительного и доходного подхода и иных методов мотивирован. В результате исследования рассчитана стоимость объекта согласно сумме затрат на создание объекта, идентичного объекту оценки, а также величина износа оцениваемого объекта недвижимости. На основании полученных результатов оценщиком произведено согласование результатов оценки и определено итоговое значение рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 27 февраля 2018 года.
Отчет от 30 мая 2018 года N *** об определении рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, составлен оценщиком ООО "***" М, которая включена в реестр оценщиков Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 3 марта 2008 года под регистрационным N *** (свидетельство N *** от *** 2017 года), обладает необходимыми специальными знаниями и правом на проведение оценочной деятельности: диплом о профессиональной переподготовке Московского института профессиональной оценки серии ** N *** от 25 декабря 2003 года по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению "Оценка недвижимости" N *** от ** апреля 2018 года, выданный ФБГУ "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров"; ответственность оценщика М. застрахована в СПАО "***" (страховой полис N *** от * апреля 2017 года). Общество с ограниченной ответственностью "***", с которым у оценщика М. заключен трудовой договор, зарегистрировано по адресу: ***, ответственность ООО "***" застрахована в АО "***", г. * (страховой полис N *** от * октября 2017 года).
С учетом изложенного представленный отчет о рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки. Отчет об оценке мотивирован, выводы в отчете предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Названный отчет об оценке отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Оценив представленный истцом отчет об оценке от 30 мая 2018 года N *** в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу, прихожу к выводу, что в целом отчет соответствует требованиям действующего законодательства.
Административными ответчиками, заинтересованным лицом мотивированных возражений, замечаний на отчет об определении рыночной стоимости недвижимого имущества суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд признает требования Безрученко В.В. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению и считает возможным установить указанную стоимость в размере 1*** рублей по состоянию на 27 февраля 2018 г.
В соответствии с положениями абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона
N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, кадастровая стоимость указанного здания в размере рыночной стоимости подлежит установлению на период с 27 февраля 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Принимая во внимание, что законом об оценочной деятельности для физических лиц не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в суд, в данном случае - 8 июня 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
административное исковое заявление Безрученко В.В. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере рыночной стоимости - 1*** рублей (*** рублей) по состоянию на 21 ноября 2011 года, на период с 27 февраля 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 8 июня 2018 года.
В удовлетворении административных исковых требований Безрученко В.В. к Правительству Республики Калмыкия об установлении кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Калмыкия С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.