ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06.08.2018 г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
судьи Данилова О.И.
при секретаре Егоровой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Административный иск подан по тем основаниям, что Федеральному государственному бюджетному учреждению "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (далее - ФГБУ "Главрыбвод") в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером (... ).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 31.05.2017 составляет 66379651 руб. 52 коп.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение уплачиваемого им земельного налога.
Согласно результатам проведенной по инициативе административного истца независимой оценки (отчет от 04.12.2017 (... ), выполненный оценщиком ГУП РК РГЦ "Недвижимость" (... )) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 31.05.2017 составляет 16829000 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия от 27.12.2017 (... ) заявление ФГБУ "Главрыбвод" (вход. (... ) от 11.12.2017) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости отклонено в связи с несоответствием представленного отчета Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" и Федеральным стандартам оценки.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на 31.05.2017 в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета от 04.12.2017 (... ), выполненного оценщиком ГУП РК РГЦ "Недвижимость" (... )
В судебном заседании представитель административного истца Елисеев А.А. заявленные требования уточнил, просил с учетом заключения судебной оценочной экспертизы установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 26 151000 руб.
Представитель Управления Росреестра по Республике Карелия Шлямина Ю.В, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, доказательств, опровергающих установленную экспертом (... ) величину рыночной стоимости земельного участка в размере 26151000 руб, или сведений об его рыночной стоимости в ином размере, не представили.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании распоряжения Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имущество и организации закупок от 19.06.2017 (... )р ФГБУ "Главрыбвод" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 10 (... ).
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером (... ) были внесены 31.05.2017 в Единый государственный реестр недвижимости решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), пунктом 2.1.3 названных Методических указаний по результатам рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 29.05.2017 (... ), распоряжения Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 27.04.2017 N 1003/20р "О предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае его образования в соответствии со схемой расположения", межевого плана от 25.05.2017, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, доверенности.
В силу положений статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 388 НК РФ, статьи 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка имеет значение для административного истца, поскольку обозначенный показатель является налоговой базой по земельному налогу.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта вносятся в кадастр недвижимости.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился 11.12.2017 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия, отклонившую указанное заявление.
Принимая во внимание замечания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия, отраженные в решении от 27.12.2017 (... ), оценщиком были внесены изменения в отчет от 04.12.2017 (... ), после чего административный истец обратился в суд.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 131 и 132 ГПК РФ, статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 КАС РФ.
Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.
Поскольку административным истцом представлено доказательство обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия (далее - Комиссия), суд приходит к выводу о соблюдении ФГБУ "Главрыбвод" досудебного порядка урегулирования спора.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен исправленный отчет от 04.12.2017 (... ), выполненный оценщиком ГУП РК РГЦ "Недвижимость" (... )
В связи с возникновением сомнений в достоверности результатов оценки, проведенной оценщиком ГУП РК РГЦ "Недвижимость" (... ), по ходатайству представителя административного истца судом была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой было поручено ИП (... ) Согласно заключению эксперта от 23.07.2018 (... ) (далее - заключение) рыночная стоимость оцениваемого земельного участка по состоянию на 31.05.2017 составляет 26151000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 4 статьи 84 КАС РФ).
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений (пункт 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299).
На основании пункта 5 ФСО N 3 в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Оценщик ГУП РК РГЦ "Недвижимость" (... ) не проводила корректировку по наличию железнодорожного подъезда у объекта-аналога N 1, в отчете об оценке отсутствует информация, подтверждающая обоснованность отсутствия такой корректировки; в отчете не представлена информация о наличии электричества у объекта-аналога N 2, вместе с тем оценщиком проведена корректировка. Кроме того, оценщиком использована неверная корректировка по местоположению.
Таким образом, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 04.12.2017 (... ), выполненный ГУП РК РГЦ "Недвижимость" (... ) как несоответствующий Федеральному закону N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки, не может быть положен в основу для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Оценивая заключение эксперта (... ) в рамках проведенной судебной оценочной экспертизы, суд находит, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Заключение отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки. Объект исследования имеет полное подробное описание, противоречий в выводах эксперта не имеется.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельного участка (под строительство объекта производственно-складского назначения), исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов и выбор метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную экспертом величину рыночной стоимости земельного участка, или сведений об его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере, определенном заключением эксперта от 23.07.2018 (... ), выполненным ИП (... )
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, части шестой статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, статьи 17 Федерального закона от (... ) N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части пятой статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку заявление было подано в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия 11.12.2017, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2017.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Федерального государственного бюджетного учреждения "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), по состоянию на 31.05.2017 в размере его рыночной стоимости, равной 26151000 руб. на период с 01.01.2017 и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11.12.2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.И.Данилов
Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ 10.08.2018, последний день подачи апелляционной жалобы 10.09.2018.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.