Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Гончарова И. А,
судей Джарулаева А. К. и Хаваева А. К,
при секретаре судебного заседания Муртазаалиевой П. М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД Мурадова С. Г на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от 14 апреля 2018 г. по административному исковому заявлению Абасовой Еулшан Тагировны к Администрации ГОсВД "город Махачкала" (Управлению по вопросам координации капитального строительства) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительства от 27.02.2018 N 10-09/435 и обязании выдать разрешение на строительство индивидуального двухэтажного жилого дома на земельном участке с к/н: 05:40:000077:2255 с разрешенным видом использования: под строительство индивидуального жилого дома.
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А,
установила:
Абасова Е.Т. обратилась в суд с административным иском Администрации ГОсВД "город Махачкала" (Управлению по вопросам координации капитального строительства) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительства от 27.02.2018 N 10-09/435 и обязании выдать разрешение на строительство индивидуального двухэтажного жилого дома на земельном участке с к/н: 05:40:000077:2255 с разрешенным видом использования: под строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование иска было указано, что истице на основании договора купли-продажи от 13.11.2014 года на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: г. Махачкала, с/т "Перестройка-2", уч. 85, с кадастровым номером 05:40:000077:2255. Право собственности истицы зарегистрировано, что подтверждается приложенным к иску свидетельством от 27.11.2014. Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы выдан градостроительный план земельного участка. 22.02.2018 истица обратилась к ответчику по вопросу получения разрешения на строительство. Письмом от 27.02.2018 N 10-09/435 в получении разрешения на строительство было отказано по основанию, что принадлежащий истице земельный участок с к/н 05:40:000077:2255 относится к зоне многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки. Виды разрешенного использования земельных участков не предусматривают для данного участка строительство индивидуального жилого дома. Указанное основание истица считает незаконным, поскольку новые правила землепользования и застройки в г. Махачкале приняты в мае 2016 года, а земельный участок ею приобретен и начат использоваться в 2014 году, вид разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство также определен ранее. Сам земельный участок находится на территории садоводческого товарищества, территория которого застроена объектами индивидуального жилищного строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 12 апреля 2018 года постановлено:
Административный иск Абасовой Гулшан Тагировны удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления по вопросам координации капитального строительства Администрации ГОсВД "город Махачкала" от 27.02.2018 N10-09/435.
Обязать Администрацию ГОсВД "город Махачкала" (Управление по вопросам координации капитального строительства) выдать Абасовой Гулшан Тагировне разрешение на строительство индивидуального двухэтажного жилого дома на земельном участке с к/н: 05:40:000077:2255 с разрешенным видом использования: под строительство индивидуального жилого дома.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОсВД г. Махачкала Мурадов просит решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 14 апреля 2018 года отменить, считает его незаконным и необоснованным, указывают, что дело рассмотрено в нарушение требований материального закона, не правильно определены и не установлены юридически значимые обстоятельства.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. В связи с этим коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, так как судом нарушений нормы материального и процессуального права не допущены, выводы суда соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам.
В соответствии с ч. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или из-менения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Коллегия установила, что судом первой инстанции не допущено нарушения указанных в ст. 310 КАС РФ положений,
Как следует из материалов административного дела, истице Абасовой Т.Г. на основании договора купли-продажи от 13.11.2014 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:40:000077:2255, расположенный по адресу: г. Махачкала, садоводческое товарищество "Перестройка-2", участок 85, что подтверждается приобщенной к материалам дела копией свидетельства о государственной регистрации права от 27.11.2014.
Земельный участок прошел кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 05:40:000077:2255, копия кадастрового паспорта представлена истицей.
Согласно представленной истицей заявления 10.02.2018 она обратилась в Управлению по вопросам координации капитального строительства Администрации ГОсВД "город Махачкала" по вопросу получения разрешения на строительство на указанном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства - двухэтажного жилого дома.
Решением административного ответчика от 27.02.2018 N 10-09/435 истице отказано в получении разрешения на строительство на том основании, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Махачкалы земельный участок с кадастровым номером 05:40:000077:2255 относится к зоне многофункционального назначения. Виды разрешенного использования земельных участков в данной зоне не предусматривают для данного участка строительство индивидуального жилого дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Выдача разрешений на строительство в г. Махачкале производится на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство" (утвержден 26.04.2017 г.).
Пунктами 9 и 9.1 Административного регламента со ссылкой на ст. 51 ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении градостроительного плана:
- отсутствие необходимых для предоставления услуги документов;
несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта);
- несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Обосновывая отказ в выдаче разрешения на строительство, административный ответчик в лице своего уполномоченного подразделения - Управления по вопросам координации капитального строительства ссылается на несоответствии испрашиваемого разрешения на строительство генеральному плану г. Махачкалы и правилам землепользования и застройки г. Махачкалы в части зонирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Административной истицей были представлены и в рассматриваемом административном иске содержались сведения, обязанность доказывания которых лежит на истице.
Между тем, административный ответчик обязанность по представлению доказательств не исполнил, в суд не представлены доказательства отнесения земельного участка с кадастровым номером 05:40:000077:2255 к зоне многофункционального назначения (ст. 46 Правил землепользования и застройки г. Махачкалы).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правильно рассмотрел данное административное дело на основании имеющихся в деле доказательств.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 05:40:000077:2255 и сведениям публичной кадастровой карты разрешенное использование данного участка - под индивидуальное жилье.
П. 2 ст. 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования
Согласно ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу ч. 2 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, среди прочего, карту градостроительного зонирования. Согласно ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен ст. 33 ГрК РФ. При этом действующее законодательство не предусматривает изменение правил землепользования и застройки в интересах собственника отдельного земельного участка.
Правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т. п, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Согласно ч. 8 ст. 36 ЗК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из приведенного положения закона следует, что если в отношении земельного участка вид разрешенного использования установлен до введения ограничений, вызванных новым градостроительным зонированием, то собственник может продолжать использовать земельный участок в соответствии с прежним видом разрешенного использования.
Такая позиция была изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 136/13.
Правила землепользования и застройки г. Махачкалы утверждены 26.06.2016, то есть после предоставления земельного участка истцу и разрешенного вида использования.
Следовательно, исходя из ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, отнесение указанного земельного участка к градостроительной зоне многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки не должно ущемлять права истицы Абасовой Г.Т. и препятствовать использованию земельного участка способом, установленным до утверждения градостроительного зонирования.
Из публичной кадастровой карты следует, что разрешенный вид использования соседних земельных участков с к/н 05:40:000077:2256, 05:40:000077:2503, 05:40:000077:1728 и др. также установлен под жилую застройку. Кадастровый квартал разбит на земельный участки площадью 500-600 кв. м, что исключает их использование под средне- и многоквартирную жилую застройку повышенной этажности.
Кроме того, земельный участок истицы Абасовой Г.Т. расположен на территории садоводческого товарищества "Перестройка-2", на данный момент в массовом порядке застроенным объектами индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК для получения разрешения на строительство заявителю необходимо представить:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в
соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного
участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства,
подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов,
объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям нженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов
капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам
здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам
социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам
транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового,
административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного
фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Указанные документы в части, необходимой для получения разрешения на строительство, истицей представлялись ответчику и приложены к административному заявлению.
При этом в обжалуемом ответе 27.02.2018 N 10-09/435 административный ответчик не приводит какие-либо доводы по несоответствию пакета документов, представленных истицей, его неполноте или иным основаниям, кроме несоответствия зонирования, по которым административной истице Абасовой Г.Т. не может быть выдано разрешение на строительство.
В отсутствие иных указанных ответчиком оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административный иск о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать такое разрешение истице Абасовой Г.Т. в отношении земельного участка с к/н 05:40:000077:2255 подлежит удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе были проверены судом первой инстанции, им дана правильна оценка.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 12 апреля 2018 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГОсВД "г. Махачкала" Мурадова С. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.