Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
08 августа 2018 года
жалобу ФИО1 на решение судьи Советского районного суда Республики Крым от 27 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ФИО1,
установил:
постановлением врио главного государственного инспектора Керченской инспекции Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов (Керченская инспекция) Абкадырова Р.Т. от ДД.ММ.ГГГГ N Отморский В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе Отморского В.А. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Советского районного суда Республики Крым 27 июня 2018 года постановлено решение, которым жалоба Отморского В.А. оставлена без удовлетворения, а постановление должностного лица надзорного органа - без изменения.
Не согласившись с решением судьи Советского районного суда Республики Крым от 27 июня 2018 года, Отморский В.А. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить решение судьи районного суда и постановление должностного лица. Производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование указанно, что судья районного суда при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Крымского отдела госконтроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Куликом О.В. составлен протокол N об административном правонарушении в отношении Отморского В.А. по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 55 мин. при проведении контрольно-надзорных мероприятий на "адрес", выявлен гражданин Отморский В.А, который осуществил движение и стоянку автомобиля " "данные изъяты" белого цвета с государственным регистрационным знаком " N" в 19 метрах от береговой линии вне специально оборудованного места, имеющего твердое покрытие.
Согласно пояснений Отморского В.А, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, он произвел стоянку автомобиля возле "адрес", поскольку отсутствовали таблички, указатели, свидетельствующие о том, что данная территория является водоохранной или защитной прибрежной полосой (л. дела N).
Постановлением врио главного государственного инспектора Керченской инспекции Крымского отдела госконтроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Керченская инспекция) Абкадыровым Р.Т. от ДД.ММ.ГГГГ N Отморский В.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 руб.
С данным постановлением должностного лица органа природоохранного надзора Отморский В.А. не согласился и подал на него жалобу.
Решением судьи Советского районного суда Республики Крым от 27 июня 2018 года постановлено решение, которым жалоба Отморского В.А. оставлена без удовлетворения, а постановление должностного лица надзорного органа - без изменения.
Однако с состоявшимися по делу постановлением и судебным актом согласиться нельзя.
Так, в ходе указанной выше проверки было установлено, что на "адрес", выявлен гражданин Отморский В.А, который осуществил движение и стоянку автомобиля " "данные изъяты"" белого цвета с государственным регистрационным знаком " N" в 19 метрах от береговой линии вне специально оборудованного места, имеющего твердое покрытие.
Диспозицией ч.1 ст.8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
При рассмотрении вопроса о возможности привлечения лица к административной ответственности за предусмотренное ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ административное правонарушение подлежит установлению факт осуществления конкретным лицом, которому вменяется совершение данного правонарушения, хозяйственной и иной деятельности в границах территории, имеющей статус прибрежной защитной полосы и (или) водоохранной зоны водного объекта, а также наличие предусмотренного действующим законодательством запрета на осуществление такой деятельности.
На основании ч.1 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" (далее - Правила) определен порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В п.2 Правил указано, что установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Установление границ (в зависимости от характера объектов) осуществляется либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации, либо Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами, оно включает в себя:
а) определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 253 (п.3 - 5 Правил).
Органы государственной власти обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии (п. 6 Правил).
Образцы информационных знаков утверждены приказом Минприроды Российской Федерации от 13 августа 2009 года N 249 "Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 года N 3775 в Правила введен пункт 5.1, в соответствии с которым границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что береговая линия, в которой Отморский В.А. осуществил движение и стоянку автомобиля " "данные изъяты"" белого цвета с государственным регистрационным знаком N", расположена в границах водоохранной зоны, установленных и обозначенных в соответствии с вышеуказанными Правилами.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности Отморского В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, что свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводом должностного лица надзорного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Отморского В.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица надзорного органа и решение судьи нельзя признать законными и обоснованными. Данные постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении по признакам ч.1 ст.8.42 КоАП РФ в отношении Отморского В.А. прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление врио главного государственного инспектора Керченской инспекции Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов (Керченская инспекция) Абкадырова Р.Т. от ДД.ММ.ГГГГ N и решение судьи Советского районного суда Республики Крым от 27 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушении.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.