Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя МКУ "Департамент городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым" Павленко П.А,
представителя территориального отдела по г. Евпатории Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Антипчук Е.Н,
представителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Гундакова Р.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
09 августа 2018 года
жалобу "данные изъяты"" на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении "данные изъяты" (далее МКУ "ДГХ администрации г. Евпатории РК" либо Департамент),
установил:
постановлением начальника территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Крым и городу Севастополю - главного государственного санитарного врача (заместителя) Ткачева С.С. от ДД.ММ.ГГГГ N МКУ "ДГХ администрации г. Евпатории РК" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе МКУ "ДГХ администрации г. Евпатории РК" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Евпаторийского городского суда Республики Крым 19 июня 2018 года постановлено решение, которым постановление начальника территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Крым и городу Севастополю - главного государственного санитарного врача (заместителя) Ткачева С.С. от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в отношении МКУ "ДГХ администрации г. Евпатории РК", оставлено без изменения, а жалоба Департамента - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи городского суда и постановлением должностного лица, МКУ "ДГХ администрации г. Евпатории РК" подало в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просило отменить вышеуказанные акты. В обоснование указано, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя Департамента Павленко П.А, поддержавшего доводы жалобы, представителей органа надзора Антипчук Е.Н. и Гундакова Р.А, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверке от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. специалистами отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Крым и городу федерального значения Севастополю была проведена внеплановая выездная проверка МКУ "ДГХ администрации г. Евпатории РК", находящегося по адресу: "адрес". Как следует из акта, в ходе проверки выявлено:
отсутствие на момент проверки схемы очистки населенного пункта, утверждение которой предусмотрено п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и закреплено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов;
согласно п.6 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года N 1589-р утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, а именно: лом алюминиевых банок из под напитков (код по "данные изъяты" 5), лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства "данные изъяты" светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства "данные изъяты"), отходы элементов и батарей ртутно-цинковых ( "данные изъяты"), отходы термометров ртутных ( "данные изъяты"). Кроме того, абзацем вторым пункта 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в контейнерах запрещается складировать осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть.
Пунктом 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г..N681 (Правила) закреплено, что органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртуть содержащих лам у потребителей ртуть содержащих ламп кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенные собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а так же их информирование. В пункте 2 раздела I Правил сформулировано понятие "потребители ртутьсодержащих ламп" - юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением. На момент проверки не обеспечен сбор и размещение перечисленных видов отходов у потребителей на территории муниципального образования;
ст.8 Закона N89-ФЗ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В п.3 ст.13.4 Закона N 89-ФЗ указано, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Согласно представленной дислокации контейнерных площадок в границах административной территории организовано "данные изъяты" площадок для сбора ТКО, на момент проверки из них оборудовано в соответствии с действующими требованиям законодательства РФ, а также правилами благоустройства муниципального образования только "данные изъяты" площадок, оставшиеся не соответствуют требованиям п.5 ст.28; п.10 ст.59 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория РК, утвержденных решением Евпаторийского городского совета от 01 апреля 2015 N 1-18/22 (маркировка с указанием реквизитов владельца, подрядной организации, графика вывоза отходов) не выполнены на всех контейнерных площадках. Кроме того, часть контейнеров размещена непосредственно на земле без водонепроницаемого покрытия ( "адрес"); на части площадок ТКО складируются рядом с контейнерами непосредственно на почвенном покрове и в результате ликвидации таких мест скопления отходов участки земли имеют значительную выработку; контейнера, расположенные по "адрес" не внесены в представленную дислокацию; на площадке по адресу "адрес") согласно дислокации заявлено "данные изъяты" контейнера емкостью 1,1, по факту установлен накопитель КГМ.
Таким образом, требования п. 4 ст. 8 и п. 3 ст.13.4 Закона N 89- ФЗ не выполняются;
п.14 Правил обращения с коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, уточняется, что лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок. На момент проверки данная информация не размещена;
п.3 ст.24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" закреплено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (вместе с "Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов") уточняется, что нормы накопления ТБО для населения устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления дифференцированно: физических и юридических лиц; категорий объектов, на которых образуются отходы. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов. В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. На момент проверки в представленных приложениях N и N к решению исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 12 июня 2009 N 334 об утверждении норм накопления твердых и жидких бытовых отходов, отсутствуют категории объектов, нормы приведены без учета отходов, образующихся при уборке придомовой территории, отсутствуют нормы накопления для жидких бытовых отходов. Требования указанных нормативных документов не соблюдены, нормы накопления отходов остаются низкими, документы, подтверждающие обращение руководителя учреждения к администрации города по вопросу необходимости пересмотра норм накопления ТКО в соответствии с действующими нормативными документами не представлены.
Главным специалистом-экспертом территориального отдела по г. Евпатории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Крым и городу Севастополю Антипчук Е.Н. в отношении МКУ "ДГХ администрации г. Евпатории РК" составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N по признакам ст.8.2 КоАП РФ. Данный протокол составлен с участием представителя МКУ "ДГХ администрации г. Евпатории РК" Серобаба С.Н. (л. дела об административном правонарушении 9-12).
Постановлением начальника территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Крым и городу Севастополю - главного государственного санитарного врача (заместителя) Ткачева С.С. от ДД.ММ.ГГГГ N МКУ "ДГХ администрации г. Евпатории РК" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб.
Судья городского суда, рассматривая жалобу Департамента на постановление должностного лица органа надзора, с выводами о наличии в действиях Департамента состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, согласился.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Ст.8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со ст.1 названного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ст.11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Исходя из положений указанных норм, обязанность по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании отходов, а также в отношении объектов их размещения, возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
Однако из материалов дела не следует, что Департамент осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а также эксплуатирует указанные выше места сбора отходов в связи с обращением с отходами.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют какие-либо сведения о том, что Департамент при проведении выездной проверки специалистами органа надзора осуществлял деятельность по обращению с отходами.
Данное обстоятельство не являлось предметом исследования суда первой инстанции и не нашло своего отражения в соответствующем судебном акте.
В связи с этим невозможно сделать однозначный вывод о том, что Департамент осуществляет сбор и накопление отходов или иную деятельность в области обращения с отходами и относится к числу субъектов, на которых в силу закона возложена обязанность по ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов.
Департаменту вменены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в частности: отсутствие схемы очистки населенного пункта; отсутствие перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (алюминиевых банок из под напитков (код по "данные изъяты" ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утратившие потребительские свойства ( "данные изъяты"), светодиодных ламп, утративших потребительские свойства); не оборудование площадок для сбора ТКО ( "данные изъяты"); отсутствие на контейнерах маркировка с указанием реквизитов владельца, подрядной организации, графика вывоза отходов; размещение контейнеров непосредственно на земле без водонепроницаемого покрытия; складирование на части площадок ТКО отходов рядом с контейнерами непосредственно на почвенном покрове; отсутствие информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок; отсутствие утвержденных норм накопления твердых и жидких бытовых отходов; отсутствие документов, подтверждающих ведение учета отходов.
Однако, как указано выше, материалы дела не содержат сведений об осуществлении Департаментом подобной деятельности в отношении отходов, в том числе накопления отходов. Доказательств в подтверждение наличия у Департамента обязанности по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, материалы дела не содержат.
Таким образом, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нарушение требований ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ исследованы не были.
В связи с этим, следует признать, что судья городского суда при составлении оспариваемого решения фактически руководствовался только доводами и материалами, предоставленными административным органом, взяв их за основу мотивировочной части решения.
С учетом изложенного, прихожу к убеждению, что суд первой инстанции не исследовал всесторонне, полно и объективно все обстоятельства дела, дав неверную оценку имеющимся в деле письменным доказательствам, и сделанные судьей городского суда окончательные выводы по результатам рассмотрения дела не находят подтверждений в материалах дела.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи городского суда от 19 июня 2018 года подлежит отмене, а дело направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
Иные доводы жалобы рассмотрению не подлежат и должны получить оценку при новом рассмотрении материалов дела судьей первой инстанции.
Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу "данные изъяты" удовлетворить частично,
решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" отменить.
Дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение со стадии рассмотрения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.