Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Левшенковой В.А,
судей Бузуновой Г.Н,
Олюниной М.В,
с участием прокурора Подвысоцкой Т.И,
при секретаре Алиевой Д.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Олюниной М.В. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Юго-Западного административного округа г. Москвы на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 марта 2018 года по заявлению прокурора Юго-Западного административного округа г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
которым в удовлетворении заявления прокурора Юго-Западного административного округа г. Москвы отказано,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЮЗАО г. Москвы обратился в суд с вышеуказанными заявлениями, в котором просил п ризнать информацию, распространяемую на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с адресами: "ххх", "ххх", "хх", " ххх", запрещен ной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой округа проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети "Интернет" при размещении информации на Интернет-сайте, в ходе которой осуществлен мониторинг сети "Интернет", по результатам которого на сайтах "ххх", "хх", "ххх", " ххх" выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Так, сведения, размещенные на указанном сайте, содержат информацию о продаже электросчетчиков с дистанционным управлением, использование которых предполагает возможность тайного неучтенного потребления электрической энергии потребителем. Наличие в свободном доступе на указанной странице сайта информации подобного характера является нарушением законодательства РФ. Рекламирование и продажа приборов учета коммунальных ресурсов неутвержденного типа и несоответствующих требованиям законодательства, с целью самовольного (безучетного) использования электрической энергии является противоправным деянием, поскольку побуждает потребителей к совершению правонарушений, предусмотренных ст.7.19 КоАП РФ (самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов) и ст.165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием). Кроме того, данная информация нарушает права добросовестных граждан, вынужденных оплачивать коммунальные услуги в большем объеме, фактически внося плату за недобросовестных потребителей.
Прокурор в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом (л.д.57-58).
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого просит прокурор Юго-Западного административного округа г. Москвы по доводам апелляционного представления.
В судебное заседание апелляционной инстанции явился представитель заявителя Прокуратуры ЮЗАО г. Москвы Подвысоцкая Т.И, которая доводы апелляционного представления поддержала.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не явился, извещен о времени и месте судебного заседания своевременно надлежащим образом.
Таким образом, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая положения ст.167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в соответствии с подп.1, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ по следующим основаниям.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.264 ГПК РФ, ст.ст.10, 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", не нашел оснований для удовлетворения требований прокурора, указав, что из представленных выемок с сайтов, предлагающих продажу электросчетчиков с дистанционным управлением с возможностью экономить на электричестве от 25% до 100%, не имеющих следов вскрытия, без повреждения заводских пломб, голограмм и гарантийных этикеток, нельзя сделать однозначного вывода, что предлагаемые на реализацию электросчетчики с дистанционным управлением дают возможность тайного неучтенного потребления энергии, т.к. рекламная информация гласит лишь об экономии этой энергии, а указание на 100% экономию может являться рекламной акцией.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Статьей 5 данного Закона, определяющей понятие информации как объекта правовых отношений, предусмотрено, что в состав информации входит, в том числе информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Из материалов дела следует, в сети "Интернет" на сайтах "ххх", "ххх", "хххх", " ххх" размещены сведения о продаже электросчетчиков с дистанционным управлением, использование которых предполагает возможность тайного неучтенного потребления электрической энергии потребителем.
Рекламирование и продажа приборов учета коммунальных ресурсов неутвержденного типа и несоответствующих требованиям законодательства, с целью самовольного (безучетного) использования электрической энергии является противоправным деянием, поскольку побуждает потребителей коммунальных услуг к совершению правонарушений, предусмотренных ст.7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов) и ст.165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием). Наличие в свободном доступе на указанной странице сайта информации подобного характера является нарушением законодательства РФ.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение - отсутствует.
В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 ст.154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации ( статья 157 Жилищного кодекса РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Из подпункта "г" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, следует, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Подпунктом "е" пункта 35 Правил N 354 установлено, что потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Положениями ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" установлено, что проводимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом на собственников помещений возложена обязанность по оснащению этих помещений приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, абзац 10 пункта 2 которых определяет, что "безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрены следующие основания для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Федеральным законом от 02 июля 2013 года N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации дополнена статьей 1253.1, устанавливающей особенности ответственности информационного посредника.
В силу п.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Для обеспечения административно-правовыми средствами установленного порядка использования энергии и энергоносителей, оказывающих существенное влияние как на жизнеобеспечение населения, так и на функционирование промышленности, статьей 7.19Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для лиц, виновных в самовольном подключении к вышеназванным сетям и коммуникациям, а равно самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Свободный доступ к размещенной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения экономических преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и действующих законов.
Таким образом, информация на интернет-сайтах хххх носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц.
В пункте 3 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N1101, указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В соответствии с п.п."б" п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Как следует из п. 51 Временного регламента исполнения государственной функции создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденного Роскомнадзором 01.11.2012, при поступлении в Роскомнадзор вступившего в законную силу решения суда сотрудник Управления по надзору в сфере информационных технологий формирует решение об исключении соответствующих доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра.
Решение об исключении информации из единого реестра утверждается должностным лицом, уполномоченным на принятие решений об отнесении информации к запрещенной, не позднее одних суток со дня поступления решения суда. После принятия указанного решения в соответствующую реестровую запись вносятся сведения о дате и времени исключения доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра.
Реализация прокурором в соответствии со ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ч.1 ст.45 ГПК Российской Федерации права на предъявление иска в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не ставится в зависимость от действующего административного порядка ограничения доступа к запрещенной информации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из материалов дела следует, что на указанных Интернет сайтах размещена информация о продаже электросчетчиков с дистанционным управлением, использование которых предполагает возможность тайного неучтенного потребления электрической энергии потребителем.
Информация на сайтах содержит виды и цены на электросчетчики с дистанционным управлением, описаны способы применения таких электросчетчиков, возможные размеры неучтенного потребления электрической энергии, осуществляемого с применением, представленных на Интернет сайтах электросчетчиков, предполагаемая выгода для потребителя электроэнергии, контакты продавца указанных приборов учета электроэнергии и способы их приобретения.
Суд первой инстанции эти обстоятельства не учел.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст.195 ГПК РФ.
В целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга граждан, пресечению возможного нарушения прав граждан, во исполнение действующего законодательства, информация, размещенная на указанных сайтах, признается судебной коллегией запрещенной к распространению на всей территории РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении заявления прокурора ЮЗАО г. Москвы
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 марта 2018 года - отменить.
Заявление прокурора ЮЗАО г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в нформационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах: "ххх", "ххх", "ххх", " ххх" запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.