Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
и судей Нестеровой Е.Б, Пильгановой В.М,
при секретаре Мартынове А.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю, гражданское дело по апелляционной жалобе Тарханова А.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 г, которым постановлено:
В удовлетворении иска Тарханова А.А. к ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным решения об отказе во включении периода работы в страховой стаж, обязании включить период работы в страховой стаж, назначить пенсию за выслугу лет отказать,
УСТАНОВИЛА:
Тарханов А.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Московской области о признании решения об отказе во включении в страховой стаж периода работы с 11 декабря 1991 г. по 01 июня 1994 г. незаконным, обязании ответчика включить данный период работы в страховой стаж, обязании назначить пенсию за выслугу лет с 06 ноября 2015 г.
Свои требования истец мотивировал тем, что 05.11.2015 г. был уволен со службы в должности водителя комендатуры N 1 Специального полка полиции Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД России на основании приказа N *** от 05.11.2015 г. До увольнения ему был произведен расчет стажа инспектором ОК и ВР СПП ЦСН ВО МВД РФ который составил 27 лет 00 месяцев 04 дня, из которых, в стаж зачтенный в выслугу лет для пенсии по линии МВД России были включены 15 лет 01 месяц 20 дней.
В декабре 2015 г. Тарханов А.А. обратился в ЦПО ГУ МВД России по Московской области с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет на территории Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, однако получил отказ, который считает незаконным, в связи с чем обратился с данным иском в суд.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Тарханов А.А. и его представитель Мансурова М.П. заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Московской области Новоселова М.С. в судебном заседании суда первой инстанции иск не признала по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица Центра Специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит истец Тарханов А.А. по доводам апелляционной жалобы.
Третье лицо Центр Специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии РФ на заседание судебной коллегии не явилось, о месте и времени заседания извещено, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца Тарханова А.А. и его представителя Мансурову М.П, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика ГУ МВД России по Московской области по доверенности Новоселову М.С. возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции на момент спорных отношений) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (п. "б" ч. 1 )
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях"; в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях" (ч. 2).
В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанным в городе Москве 16 мая 1997 года, вступившим в силу 28 июня 2002г, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства (ст. 2).
Для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991г. (ч. 2 ст. 6).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в
установленном порядке на территории государств Сторон (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г, принимаются без легализации (ст. 8).
Согласно ст. 1 Соглашения "трудовой (страховой) стаж" продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
В соответствии п. 6 распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи I Соглашения от 10 февраля 1995 г. и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 г, периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Указанные периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия подтверждаются справкой компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (действовал до 01.01.2015г.), а также Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (действует с 01.01.2015г.), в страховой стаж включаются (засчитываются), в том числе периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, приказом Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД России N *** от 05 ноября 2015г. контракт с Тархановым А.А. расторгнут, он уволен со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Кадровым подразделением по месту службы истцу произведен расчет выслуги лет (15 лет 1 месяц 20 дней), трудового стажа (11 лет 10 месяцев 14 дней), общего трудового стажа (27 лет 00 месяцев 04 дня).
В декабре 2015г. Тарханов А.А. обратился с заявлением в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Письмом пенсионного органа ГУ МВД России по Московской области от 22 декабря 2015 г. материалы для назначения пенсии Тарханову А.А. возвращены в подразделение по месту службы, период работы с 01 января 1992г. по 01 июня 1994г. в коммерческой фирме "Цминда-Цклеби" в Республике Грузия не был включен в страховой стаж (при отсутствии доказательств уплаты страховых взносов), соответственно общий трудовой стаж Тарханова А.А. составляет менее 25 календарных лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об отказе Тарханову А.А. в удовлетворении заявленных требований, поскольку д оказательств уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение за период работы Тарханова А.А. с 01 января 1992г. по 01 июня 1994г. не было представлено, этот период не может быть включен в трудовой стаж, соответственно, отсутствует необходимый трудовой стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Суд отметил, что доводы истца о том, что расчет выслуги лет и общего трудового стража (более 27 лет), произведенный кадровым подразделением по месту службы, до увольнения истца был согласован с пенсионным органом в порядке, установленном Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005г. N 418, что также подтвердила допрошенная в качестве свидетеля начальник кадрового подразделения Гребенникова Е.Н, не являются правовым основанием для включения спорного периода работы в общий трудовой страж, соответственно право на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа менее 25 календарных лет на основании п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 у Тарханова А.А. не возникло.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства и обстоятельствах, установленных в ходе рассмотрения дела.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что расчет выслуги лет и общего трудового стажа произведённый сотрудниками кадрового подразделения внутренних дел по месту службы истца согласовывался Центром пенсионного обслуживания, причем было это до написания истцом рапорта на увольнение и издания названного приказа, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, приводились истцом в обоснование исковых требований, были предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку, правовые основания для иной оценки отсутствуют, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно оценил имеющиеся доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 г оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарханова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.