Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Пономарёва А.Н, Гордеевой О.В,
при секретаре Михайлове Д.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ОООИВА "Инвалиды войны" по доверенности Кирсановой Ю.И. на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2018 года, которым постановлено:
Административный иск Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконными и отмене представления о выявленных нарушениях в ходе проверки - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" (далее по тексту - ОООИВА - "Инвалиды войны) обратилась в суд с административным иском к Минюсту России, в котором просила признать незаконным и отменить представление от 23 ноября 2017 года N 11/146119.012.
В обоснование требований административный истец указал на то, что 23 ноября 2017 г..Минюст России вынес представление N 11/146119.012 обязывающее ОООИВА - "Инвалиды войны" устранить выявленные нарушения в срок до 28 февраля 2018 г..С указанным представлением административный истец не согласен, полагает его незаконным и необоснованным исходя из следующего. Сотрудники ФНС России в плановом порядке проверяют ОООИВА - "Инвалиды войны" на предмет использования имущества уставным целям, Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу также неоднократно проверяли деятельность ОООИВА - "Инвалиды войны" в части расходования денежных средств. По каким причинам соответствующие отчеты не поступили в Минюст России административному истцу неизвестно. Исходя из принципов Федерального закона N 294-ФЗ, проверки в отношении использования имущества проводятся профильными ведомствами, а регистрирующий орган эти ведомства уведомляют о результатах проверок. Чтобы подтвердить периодичность проведения собраний Центрального правления в Минюст России предоставлялись протоколы собраний Центрального правления, периодичность не нарушена. Конференцией ОООИВА- "Инвалиды войны" от 20 мая 2016 г..члены организации Ефременко Р.Ю. и Королев С.С. были избраны в состав Центрального правления, последующее одобрение фактически создало права и обязанности с момента проведения ротации в составе Центрального правления. Решения протокола заседания Центрального правления от 9 января 2015 г..принято большинством голосов при наличии кворума. Положения абз. 2 ст. 14 Федерального закона N 82-ФЗ ОООИВА - "Инвалиды войны" не нарушены, в структуру организации входят региональные организации и отделения. В большинстве регионов действуют региональные организации. ОООИВА - "Инвалиды войны" самостоятельно определяет свою структуру. Кроме того, в соответствии с п. 8.6 Устава, по решению Президиума Центрального правления региональная организация может быть исключена из состава ОООИВА - "Инвалиды войны".
Минюсту России были представлены все решения руководящих органов ОООИВА - "Инвалиды войны" об исключении 6 организаций и решения о включении в состав структуры 5 организаций. Конференцией ОООИВА - "Инвалиды войны" от 20 мая 2016 г..членами ревизионной комиссии были избраны ** и **, решение о ротации было одобрено. Последующее одобрение фактически создало права и обязанности с момента проведения ротации в составе Центральной ревизионной комиссией. Конференцией ОООИВА - "Инвалиды войны" от 29 ноября 2017 г..все сделки, в том числе заключенные **. и ** как руководителями иных организаций, были одобрены. Последующее одобрение фактически создало права и обязанности с момента заключения этих сделок. Документы о полученных субсидиях и договорах Минюст России мог и должен был получить в Министерстве труда и социального развития РФ. Брошюры "Национальная система независимой оценки квалификаций: международный опыт и нормативно-правовое регулирование в РФ" изданы в целях уставной деятельности. Конференцией ОООИВА - "Инвалиды войны" от 29 ноября 2017 г..был принят устав в новой редакции, документы сданы для государственной регистрации.
В судебном заседании суда первой инстанции представители административного истца по доверенности Чепурнова А.Г, Беляков В.Я, Кирекнов Ю.И. и адвокат Кухаренко С.В. заявленные требования поддержали; представитель административного истца Воробьев И.Н. по доверенности за подписью председателя ОООИВА "Инвалиды войны" Литвинова И.Б. просил в удовлетворении административного иска отказать; представитель административного ответчика Минюста России по доверенности Журавкова Т.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, представив письменные возражения.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит председатель ОООИВА "Инвалиды войны", считая решение суда незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца по доверенности Ивлеева С.Ф, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщившего об уважительных причинах своей неявки и не просившего об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым без нарушения норм процессуального права, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд, оценив представленные доказательства в совокупности с учетом положений действующего законодательства, а также Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", пришел к выводу, что действия Минюста России основаны на законе, п редставление от 23 ноября 2017 г. N 11/146119-ОП внесено в Центральное правление ОООИВА "Инвалиды войны" в рамках полномочий государственного органа, является законным и обоснованным, права и законные интересы административного истца не нарушает.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Так, согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В соответствии с ч. 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
Как установлено статьей 8 Федерального закона N 82-ФЗ, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" также установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
В соответствии со статьей 117 ГК РФ общественные организации (объединения) являются некоммерческими организациями. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) как участников отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ, определяются законом.
В соответствии с п. 3 ст. 50, п. 1 статьи 65.1 ГК РФ общественные организации являются корпоративными некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 7-ФЗ общественная организация является формой некоммерческой организации, особенности правового положения общественных организаций определяются Федеральным законом N 82-ФЗ.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Минюстом России на основании п. 3 ч. 2 ст. 38 Федерального закона N 82-ФЗ, п.п. 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705, и согласно п. 14 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год в период с 16 октября 2017 г. по 13 ноября 2017 г. проведена плановая документарная проверка деятельности ОООИВА "Инвалиды войны".
Как следует из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", органом, правомочным принимать решение о государственной регистрации (федеральным органом государственной регистрации) по отношению к ОООИВА "Инвалиды войны", является Министерство юстиции Российской Федерации.
Согласно подпункту 30.10 пункта 7 Положения Минюст России осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общероссийских общественных объединений.
Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с распоряжением N 1190-р от 14.09.2017 проведена плановая документарная проверка деятельности ОООИВА "Инвалиды войны" (далее - Организация). В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью организации регистрирующим органом было установлено, что Организацией нарушен пункт 2.1 Устава, а также ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", не представлены на проверку документы, подтверждающие осуществление уставной деятельности, соблюдения законодательства при осуществлении деятельности, в частности документы подтверждающие использование помещений, расположенных по адресам: *** для осуществления уставной деятельности по реабилитации, социальной поддержке инвалидов и ветеранов боевых действий в указанных помещениях; протоколы (заседания) Центрального правления Организации от 29.03.2016, 01.11.2016, 14.02.2017, протоколы заседаний Президиума Центрального правления за 2016-2017 гг, решения Президиума Центрального правления об определении размера предоставляемых Организацией денежных средств по соглашениям Организации со структурными подразделениями, смет расходов получателя субсидии и перечня мероприятий, отчеты об использовании средств субсидий, выделяемых Организации, договоры аренды нежилого помещения с индивидуальным предпринимателем **, физическим лицом **, договор N 02/09-16-ВФП от 08.09.2016 с Ассоциацией организаций реабилитации и интеграции инвалидов "**", договоры аренды нежилого помещения с Кировской региональной организацией Общественно-государственного объединения "**", договоры аренды помещения с ООО "**", договоры аренды офисного помещения с ООО "**", договоры аренды помещения с ООО "**", договоры аренды помещения с ОАО "**", договоры аренды помещения с ООО "**", договор охраны имущества N 01 от 01.02.2016 с ООО "Частная охранная организация "**", договор на оказание клиринговых услуг N 19 от 01.08.2016 с ООО "**", договор на оказание услуг с ООО
"**", соглашения, заключенные Организацией с Министерством труда и социальной защиты РФ, а также отчеты о расходах полученных субсидий за 2014-2017гг, отчетов об использовании средств субсидий, предоставляемых Организацией своим структурным подразделениям и иным юридическим лицам; соглашение N 16-С-13-18 от 21.01.2016, документы по открытым счетам для получения и расходования денежных средств из федерального бюджета (субсидии) в 2014, 2015 и 2017 годах, соглашение N 6 от 02.11.2016 с учреждением "**".
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его Уставом.
В соответствии с пунктом 6.6 Устава ОООИВА "Инвалиды войны" собрания Центрального правления созываются не реже двух раз в год, протоколы Центрального правления Организации от 29.03.2016, 01.11.2016, 14.02.2017 на проверку не представлены, в связи с чем Организацией не подтверждена периодичность созыва и проведения собраний Центрального правления, что является нарушением п.6.6 Устава, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно протоколу собрания Центрального правления от 09.01.2015 в состав Центрального правления введены в порядке ротации с последующим утверждением на Конференции **, **, кроме того в протоколах собраний Центрального правления от 20.05.2015, 09.11.2015 граждане **, **. указаны в качестве присутствующих членов правления, голосующих по повестке дня, в связи с чем Организацией нарушен пункт 6.5 Устава, ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно протоколу Центрального правления от 09.01.2015 (N3) член правления **. на заседании отсутствовал, при этом передал право голоса **, в связи с чем ОООИВА "Инвалиды войны" нарушен п. 3 ст. 123.6 ГК РФ.
Согласно представленным на проверку протоколам собраний Центрального правления на заседаниях Центрального правления принимались решения о выводе структурных подразделений (региональных отделений и организаций) из состава Организации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения (ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
ОООИВА "Инвалиды войны" нарушены нормы материального права ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 29, ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность выведения структурного подразделения из состава общероссийского общественного объединения.
В протоколах заседаний Центральной ревизионной комиссии от 31.10.2015, 20.05.2016, 31.10.2016, 12.03.2017 в числе присутствующих членов Центральной ревизионной комиссии, голосующих по вопросам повестки дня, указаны граждане **, **, которые не являются членами Центральной ревизионной комиссии. Согласно актов проверок 6 региональных отделений и акту комплексной проверки деятельности Центрального правления от 05.04.2017, проверку проводили комиссии в составе 3-4 членов, в том числе граждане **, **, **, **, **, **, которые не являются членами Центральной ревизионной комиссии, то есть указанные проверки проведены в неправомочном составе Центральной ревизионной комиссии, в связи с чем ОООИВА "Инвалиды войны" нарушен пункт 7.1 Устава, а также ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в части не соблюдения Устава.
В качестве структурных подразделений в соглашениях указаны: некоммерческая организация - частное учреждение Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны", "Центра реабилитационных проектов и социальных инноваций "**", Автономная некоммерческая организация "**", Межрегиональное общественное учреждение "**", "Ассоциация организаций реабилитации и интеграции инвалидов "**" и 43 частных учреждения комплексной реабилитации и интеграции инвалидов войны в субъектах РФ, где единственным учредителем является ОООИВА "Инвалиды войны".
Пунктами 8.2 и 8.3 Устава ОООИВА "Инвалиды войны" структурными подразделениями Организации являются региональные общественные организации (отделения), при этом наличие в структуре Организации указанных выше организаций является нарушением пунктов 8.2 и 8.3 Устава.
В представленный ОООИВА "Инвалиды войны" список не включены сведения о 6 структурных подразделениях, в списке указано 5 самостоятельных юридических лиц, не являющихся структурными подразделениями Организации, при этом Организацией на территории 9 субъектов РФ создано по две региональные организации, то есть нарушена ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации
Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.
Участие председателя Организации **, Лидера Организации и одновременно члена Центрального правления Организации **. в создании и деятельности организаций, получающих денежные средства от самой Организации, свидетельствуют о превышении полномочий и соответствующей заинтересованности, предусмотренной ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", влекущий конфликт интересов.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указанные выше лица не сообщали высшему органу управления Организации - Конференции или органу надзора за её деятельностью - Центральной ревизионной комиссии Организации об их участии в организациях, в том числе путем их учреждения, получающих денежные средства в виде субсидий от Организации, а соответствующие решения Конференций, Центральной ревизионной комиссией Организации не принимались.
В нарушение положений абзац. 8 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" Организация не представила в Минюст России в срок установленный Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" отчеты за 2014-2016 годы об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и о фактическом расходовании по форме ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.12.2010 N 1074 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов", распоряжениями Правительства РФ - ОООИВА "Инвалиды войны" получает денежные средства из федерального бюджета - субсидии.
Постановлением Правительства РФ от 20.12.2010 N 1074 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов" утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов (далее - Правила).
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство), в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством и получателями субсидий.
Указанными соглашениями определяются целевое назначение субсидии, право Министерства на проведение проверок соблюдения получателем субсидии условий, установленных настоящими Правилами, порядок возврата денежных средств в случае выявления по итогам проверок, проведенных Министерством и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нецелевого использования субсидии (пункт 4 Правил).
Получатели субсидий ежеквартально представляют в Министерство отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. Форма отчета, порядок и сроки его представления утверждаются Министерством (пункт 7 Правил).
ОООИВА "Инвалиды войны" не представлены установленные законодательством РФ соглашения, заключенные с Министерством труда и социальной защиты РФ, а также отчеты о расходах полученных субсидий за 2014-2017 гг.
Непредставление указанных соглашений и отчетов об использовании средств субсидий, полученных из федерального бюджета, договоров, заключенных Организацией, документов по использованию имущества, находящегося в пользовании Организации, не позволяет установить соответствие деятельности Организации по расходованию денежных средств, а именно субсидий, полученных из федерального бюджета, и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.
На проверку не представлены материалы, подтверждающие, что издание брошюры "Профессиональный экзамен независимой оценки квалификации: оценочные средства, нормативно-правовое регулирование, процедура апелляции", "Национальная система независимой оценки квалификаций: международный опыт и нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации", изготовленные за счет средств Организации на основании договора N 20161025 от 25.10.2016, осуществлялось в связи с реализацией своих уставных целей, поскольку содержание брошюр не соответствует целям организации, заявленным в пункте 2.1 устава Организации.
В пункте 1.1 Устава указано, что ОООИВА "Инвалиды войны" является благотворительным общественным объединением общественных организаций - юридических лиц и граждан.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности. В нарушение вышеуказанных норм в наименовании ОООИВА "Инвалиды войны" отсутствует указание на её характер деятельности "благотворительность".
Кроме того, являясь благотворительной организацией в Уставе - ОООИВА "Инвалиды войны" отсутствуют специальные положения, предусмотренные Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
Статьей 32 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлено, что в общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом. Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками (часть 2).
Согласно пункта 1.6 Устава ОООИВА "Инвалиды войны", Организация не отвечает по обязательствам своих региональных организаций (отделений). При этом, пункт 9.4 Устава региональные организации обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними Организацией.
Положение пункта 1.7 Устава о государственной регистрации символики Организации не соответствует ст. ст. 20, 24 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", на основании которых государственная регистрация символики некоммерческих организаций не осуществляется, а описание символики содержатся в Уставе, указанные положения противоречат п. 6.6 Устава.
В нарушение п. 3 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" устав общественного объединения должен предусматривать условия и порядок приобретения и утраты членства в нем, в Уставе отсутствует указание на условия и порядок приобретения и утраты членства в Организации общественных объединений - юридических лиц.
В нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, в п. 5.10, 5.11 Устава указано, что в состав Организации входят сторонники.
В нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Уставом к компетенции Конференции Организации не отнесены вопросы определения приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества, определение порядка приема в состав членов Организации исключения из состава её членов п. 6.5 Устава.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов об образовании органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий. Президиум Центрального Правления является коллегиальным исполнительным органом Организации. В нарушении указанной нормы избрание и досрочное прекращение Президиума Центрального Правления Организации отнесено к компетенции Центрального Правления Организации - постоянно действующего руководящего органа п. 6.6 Устава.
Пункт 6.6 Устава ОООИВА "Инвалиды войны" в части включения членов Организации в качестве кандидатур для назначения (избрания) на должности в структуре судебной власти, не соответствует порядку назначения на должность судьи определенному Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" Устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий. Пункты 6.9, 8.14 Устава предусматривают должность заместителя председателя Организации, заместителя председателя региональной организации (отделения) Организации. Однако порядок избрания, срок полномочий и компетенция заместителя председателя Организации, заместителя председателя региональной организации (отделения) Организации в Уставе не отражены.
В соответствии с п. 6.7 Устава ОООИВА "Инвалиды войны" Президиум Центрального правления Организации является исполнительным органом, одновременно п. 6.1 Устава Организации Президиум Центрального правления Организации отнесен к числу руководящих органов Организации.
В соответствии с п. 7.1 Устава ОООИВА "Инвалиды войны" Центральная ревизионная комиссия избирается на срок полномочий Центрального правления Организации, тогда как согласно п. 6.5 Устава Организации Центральная ревизионная комиссия избирается сроком на 5 лет.
Пункт 8.6 Устава предусматривает возможность исключения региональной организации (отделения) из состава Организации по решению Центрального правления Организации.
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Исключение общественного объединения предусмотрено ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" по обращению органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением, о признании объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Законодательством не предусмотрено исключение структурных подразделений из состава общественного объединения.
В нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Уставом к компетенции конференции (общего собрания) региональной организации (отделения) Организации не отнесены вопросы досрочного прекращения полномочий постоянного действующего коллегиального руководящего органа региональной организации, ликвидации региональной организации (отделения), однако структурное подразделение Организации (п. 8.2 Устава) не вправе принимать самостоятельно такое решение без соответствующего решения Организации, при этом орган Организации, правомочный принимать такие решения Уставом не определен, что является нарушением п. 4 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В нарушение п. 4 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Уставом Организации не определено понятие "квалифицированное большинство голосов", необходимое для принятия решений по вопросам исключительной компетенции конференции (общего собрания) региональной организации, при этом п. 8.9 Устава предусматривает принятие решений по всем вопросам простым большинством голосов.
В нарушение ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в Уставе Организации не предусмотрен единоличный исполнительный орган региональной организации (отделения) Организации, являющийся в силу п. 8.3 Устава Организации юридическим лицом.
Как следует из п. 8.2 Устава структурными подразделениями Организации являются региональные общественные организации (отделения), которые создаются Организацией и действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ. Одновременно п. 8.17 Устава Организации предусмотрено создание региональными организациями местных (городских, районных, поселковых) организаций, действующих на территории органа местного самоуправления. При этом местные организации не являются структурными подразделениями Организации, что является нарушением положений ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В срок указанный в представлении ОООИВА "Инвалиды войны" устранено нарушение, указанное в пункте, тем самым Организация согласилась с доводами, изложенными в пункте 12 Представления (письмо Минюста от 02 марта 2018 N 11-29753/18). Также административным истцом устранены нарушения, указанные в пунктах 1, 10, 11, а также частично устранены нарушения, указанные в п.п.7,9 Представления.
Представление в адрес Центрального правления ОООИВА "Инвалиды войны" внесено 23 ноября 2017 г. Второй этап IX отчетно-выборной конференции состоялся 29 ноября 2017 г, документы о внесении изменений в устав ОООИВА "Инвалиды войны" в редакции, утвержденной на втором этапе IX отчетно-выборной конференция 29 ноября 2017 г, представлены в Минюст России 7 декабря 2017 г.
Второй этап IX отчетно-выборной конференции от 29 ноября 2017 г, на котором принято решение о внесении изменений в устав ОООИВА "Инвалиды войны", согласно выводам Минюста России является неправомочным.
По результатам рассмотрения указанных документов Минюстом России принято решение об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы, о чем 29 декабря 2017 г. сообщено заявителю.
Разрешая спор, суд оценив представленные в материалах дела доказательства применительно к положениям действующего законодательства, и пришел к выводу, что Представление Минюста России от 23 ноября 2017 г. N 11/146119-ОП внесено в Центральное правление ОООИВА "Инвалиды войны" в рамках полномочий государственного органа, является законным и обоснованным, права и законные интересы административного истца не нарушает.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает, что Общероссийской общественной организацией инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности общественного объединения. Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ полагает, что административным ответчиком в ходе судебного разбирательства доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной органу компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для его принятия имелись, по своему содержанию оно соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Довод административного истца о том, что Счетная палата, Федеральная служба по финансовому мониторингу неоднократно проверяли деятельность ОООИВА "Инвалиды войны", в части соответствия расходования денежных средств, ФНС России также проводилась проверка не предмет использования имущества уставным целям Организации, при этом Минюст России в рамках межведомственного взаимодействия на государственном уровне мог истребовать указанные выше сведения, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку административный ответчик, как орган, осуществляющий федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций вправе запрашивать необходимые документы непосредственно у проверяемой организации. Кроме того получатели субсидий ежеквартально представляют в Министерство отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
Частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие обоснованность выводов проверки и право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Вопреки доводам жалобы оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на выборочном, избирательном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.