Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Болотовой Л.А, Брянского В.Ю,
при секретаре судебного заседания Пика А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края Дирий М.В. на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 07 июня 2018 года
по административному делу по иску прокурора Кочубеевского района Ставропольского края к администрации МО Вревский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации МО Вревский сельсовет, выразившееся в необращении в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкиной И.В, представителя Администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по доверенности Бакшеевой О.И, главы МО Вревского сельского совета Дирий М.В.
установила:
Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Вревский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации МО Вревский сельсовет, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений и обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой района в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2018 года проведена проверка исполнения на территории района законодательства о водных объектах, в том числе о гидротехнических сооружениях.
Согласно данным геоинформационной системы гидротехнических сооружений, размещенной на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на территории Кочубеевского района находится 199 ГТС, 76 из которых - бесхозяйные, в отношении 51 объекта собственник не определен, 62 объекта находятся в собственности физических лиц, 10 объектов в собственности юридических лиц.
В границах муниципального образования Вревского сельсовета расположены следующие бесхозяйные гидротехнические сооружения (далее - ГТС), при обследовании которых выявлены дефекты:
- ГТС пруда в 0,07 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'55.68'' восточная долгота: 41°32'28.32'' (Класс капитальности: IV Площадь водного зеркала, га: 3,7 Перечень установленных дефектов и повреждений: Наблюдается сильное зарастание откосов и гребня водоподпорного сооружения камышовой растительностью, верховой откос подмыт. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: Неудовлетворительный);
- ГТС пруда в 0,1 км СВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'22.44'' восточная долгота: 41°31'36.48'' (Класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, га: 4,3 Перечень установленных дефектов и повреждений: Уровень воды в пруду очень высок, верховой и низовой откосы подмыты и заросли древесно-кустарниковой растительностью. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: Неудовлетворительный);
- ГТС пруда в 0,2 км СВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°42'28.08'' восточная долгота: 41°32'5.64'' (Класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, га: 0,5 Перечень установленных дефектов и повреждений: Наблюдается просадка гребня, сильное зарастание гребня древесной растительностью, имеются локальные оползни на верховом откосе. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: Неудовлетворительный);
- ГТС пруда в 0,24 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'6.6'' восточная долгота: 41°31'49.08'' (Класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, га: 1,7 Перечень установленных дефектов и повреждений: Верховой откос подмыт и обрывист, зарастание низового откоса кустарниковой растительностью, заложение откосов определить невозможно. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: Неудовлетворительный);
- ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'10.56'' восточная долгота: 41°31'45.84'' (Класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, га: 1,7 Перечень установленных дефектов и повреждений: Зарастание откосов камышовой растительностью, имеется размыв тела плотины рядом с выходным оголовком водосбросного сооружения. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: Неудовлетворительный);
- ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'10.56'' восточная долгота: 41°31'45.84'' (Класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, га: 1,7 Перечень установленных дефектов и повреждений: Зарастание откосов камышовой растительностью, имеется размыв тела плотины рядом с выходным оголовком водосбросного сооружения. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: Неудовлетворительный);
- ГТС пруда в 0,4 км СВ х. Первоказьминский географические координаты северная широта: 44°41'5.28'' восточная долгота: 41°33'18.72'' (Класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, га: 2,4 Перечень установленных дефектов и повреждений: Наблюдается зарастание верхового откоса камышовой растительностью, коррозия на ж/б элементах водопроводящего сооружения. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: Неудовлетворительный);
- ГТС пруда в 0,4 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'49,00" восточная долгота: 41°32'34,90" ( Класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, га: 2,3 Перечень установленных дефектов и повреждений: Наблюдается просадка гребня, засорение откосов водоподпорного сооружение мусором, зарастание откосов камышовой растительностью. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: Неудовлетворительный);
- ГТС пруда в 0,7 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'36.6'' восточная долгота: 41°32'47.4'' (Класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, га: 2,4 Перечень установленных дефектов и повреждений: Верховой откос размыт, частичное зарастание верхового откоса кустарниковой растительностью. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: Неудовлетворительный);
- ГТС пруда в 0,9 км СВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°42'13.32'' восточная долгота: 41°33'13.68'' (Класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, га: 1,1 Перечень установленных дефектов и повреждений: Зарастание откосов водоподпорного сооружения камышовой растительностью, верховой откос местами размыт. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: Неудовлетворительный);
- ГТС пруда в 1,3 км В с. Вревское географические координаты северная широта: 44°42'7.2'' восточная долгота: 41°33'32.76'' (Класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, га: 0,9 Перечень установленных дефектов и повреждений: Верховой откос водоподпорного сооружения пруда подмыт и обрывист, зарастание откосов древесной растительностью, пруд пересох. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: Неудовлетворительный).
В нарушение ст. ст. 8, 9, 15 Закона N 117-ФЗ и Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 N 6 (далее - ПБ 03-438-02) в отношении данных ГТС отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС (нарушение ст. 9 Закона 117 - ФЗ); отсутствуют проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленном порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта (нормативно - правовые акты и нормативно - технические документы на строительство и эксплуатацию ГТС (нарушение п. 2.1 ПБ-03-438-02); не составлена декларация безопасности ГТС (нарушение п. 2.3 ПБ-03-438-02); не определены критерии безопасности ГТС и его класс (нарушение ст. 9 Закона 117 - ФЗ, п. 5.1 ПБ-03-438-02); не разработаны и не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора России инструкции, обеспечивающие безопасное ведение работ (нарушение п. 2.5 ПБ-03-438-02) и др.
Таким образом, безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнического сооружения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.
Статьями, 8,9 Закона N 117-ФЗ определены требования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, обязанности и полномочия собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю межмуниципального отдела по г. Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам право собственности на указанные выше ГТС прудов не зарегистрированы.
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанных гидротехнических сооружений не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Закона N 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до устранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности.
Таким образом, наличие на территории Кочубеевского муниципального района объектов повышенной опасности - гидротехнического сооружения, безопасность которого не обеспечена в соответствии с законом, влечет также неисполнение органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования Вревского сельсовета обязанности по решению вопроса местного значения в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Поскольку гидротехнические сооружения расположены в границах муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, полагает, что не обращение администрации муниципального образования в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не исполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области гидротехнических сооружений неопределенного круга граждан, находящегося на территории поселения создает опасность причинения вреда окружающей среде.
На основании изложенного прокурор просил суд:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: ГТС пруда в 0,07 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'55.68'' восточная долгота: 41°32'28.32'', ГТС пруда в 0,1 км СВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'22.44'', ГТС пруда в 0,2 км СВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°42'28.08'' восточная долгота: 41°32'5.64'', ГТС пруда в 0,24 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'6.6'' восточная долгота: 41°31'49.08'', ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'10.56'' восточная долгота: 41°31'45.84'', ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'10.56'' восточная долгота: 41°31'45.84'', ГТС пруда в 0,4 км СВ х. Первоказьминский географические координаты северная широта: 44°41'5.28'' восточная долгота: 41°33'18.72'', ГТС пруда в 0,4 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'49,00" восточная долгота: 41°32'34,90", ГТС пруда в 0,7 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'36.6'' восточная долгота: 41°32'47.4'', ГТС пруда в 0,9 км СВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°42'13.32'' восточная долгота: 41°33'13.68'', ГТС пруда в 1,3 км В с.
Вревское географические координаты северная широта: 44°42'7.2'' восточная долгота: 41°33'32.76''.
Обязать администрацию муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу обратиться Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений ГТС пруда в 0,07 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'55.68'' восточная долгота: 41°32'28.32'', ГТС пруда в 0,1 км СВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'22.44'', ГТС пруда в 0,2 км СВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°42'28.08'' восточная долгота: 41°32'5.64'', ГТС пруда в 0,24 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'6.6'' восточная долгота: 41°31'49.08'', ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'10.56'' восточная долгота: 41°31'45.84'', ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'10.56'' восточная долгота: 41°31'45.84'', ГТС пруда в 0,4 км СВ х. Первоказьминский географические координаты северная широта: 44°41'5.28'' восточная долгота: 41°33'18.72'', ГТС пруда в 0,4 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'49,00" восточная долгота: 41°32'34,90", ГТС пруда в 0,7 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'36.6'' восточная долгота: 41°32'47.4'', ГТС пруда в 0,9 км СВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°42'13.32'' восточная долгота: 41°33'13.68'', ГТС пруда в 1,3 км В с.
Вревское географические координаты северная широта: 44°42'7.2'' восточная долгота: 41°33'32.76''
Обжалуемым решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 07 июня 2018 года административное исковое заявление прокурора Кочубеевского района Ставропольского края удовлетворено.
Суд признал бездействие администрации муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: ГТС пруда в 0,07 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'55.68'' восточная долгота: 41°32'28.32'', ГТС пруда в 0,1 км СВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'22.44'', ГТС пруда в 0,2 км СВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°42'28.08'' восточная долгота: 41°32'5.64'', ГТС пруда в 0,24 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'6.6'' восточная долгота: 41°31'49.08'', ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'10.56'' восточная долгота: 41°31'45.84'', ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'10.56'' восточная долгота: 41°31'45.84'', ГТС пруда в 0,4 км СВ х. Первоказьминский географические координаты северная широта: 44°41'5.28'' восточная долгота: 41°33'18.72'', ГТС пруда в 0,4 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'49,00" восточная долгота: 41°32'34,90", ГТС пруда в 0,7 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'36.6'' восточная долгота: 41°32'47.4'', ГТС пруда в 0,9 км СВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°42'13.32'' восточная долгота: 41°33'13.68'', ГТС пруда в 1,3 км В с.
Вревское географические координаты северная широта: 44°42'7.2'' восточная долгота: 41°33'32.76'' незаконным.
Суд возложил обязанность на администрацию муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному административному делу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений ГТС пруда в 0,07 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'55.68'' восточная долгота: 41°32'28.32'', ГТС пруда в 0,1 км СВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'22.44'', ГТС пруда в 0,2 км СВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°42'28.08'' восточная долгота: 41°32'5.64'', ГТС пруда в 0,24 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'6.6'' восточная долгота: 41°31'49.08'', ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'10.56'' восточная долгота: 41°31'45.84'', ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х. Херсонский географические координаты северная широта: 44°43'10.56'' восточная долгота: 41°31'45.84'', ГТС пруда в 0,4 км СВ х. Первоказьминский географические координаты северная широта: 44°41'5.28'' восточная долгота: 41°33'18.72'', ГТС пруда в 0,4 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'49,00" восточная долгота: 41°32'34,90", ГТС пруда в 0,7 км ЮВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°41'36.6'' восточная долгота: 41°32'47.4'', ГТС пруда в 0,9 км СВ с. Вревское географические координаты северная широта: 44°42'13.32'' восточная долгота: 41°33'13.68'', ГТС пруда в 1,3 км В с.
Вревское географические координаты северная широта: 44°42'7.2'' восточная долгота: 41°33'32.76''.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края Дирий М.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Считает, что на исполнительной власти субъекта лежит обязанность в силу наделенных полномочий федеральным законодательством по обеспечению безопасности ГТС, включая и те ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации. Исключение составляют только ГТС, находящиеся в муниципальной собственности.
В этой связи административный ответчик не усматривает оснований для возложения именно на сельсовет обязанности по обращению с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта - спорных ГТС.
В судебном заседании ответчиком было заявлено ходатайство об исключении из искового заявления не существующие ГТС, но суд, приняв ходатайство обязал своим решением исполнить требование истца.
Таким образом, исковые требования о возложении обязанности на сельсовет по постановке на учет спорного ГТС в качестве бесхозяйной вещи, фактически является предварительным этапом для возложения на сельсовет обязанности регистрации в последующем права муниципальной собственности на данное ГТС в принудительном порядке.
При этом, нормы законодательства, обязывающие орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимой вещь отсутствуют.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем заинтересованного лица по доверенности Бакшеевой О.И, представлен отзыв.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Врио руководителем ТУ Росимущества в Ставропольском крае Ковалевым А.С, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Аналогичные положения содержатся в Уставе Муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края.
Судом установлено, что согласно сообщению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ставропольского края от 10.04.2018 года информация об объектах- ГТС прудов не может быть предоставлена в связи с отсутствием сведений об указанных объектах в реестре федерального имущества.
Согласно информации предоставленной Министерством имущественных отношений Ставропольского края N 4357/08 от 16.04.2018 года объекты недвижимого имущества - ГТС прудов в реестре государственного имущества Ставропольского края не значатся.
Согласно информации N 138 от 10.04.2018 года, предоставленной Отделом имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края гидротехнические сооружения в реестре муниципального имущества Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, находящиеся в границах муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, не значатся.
Согласно ответу Кубанского бассейнового водного управления / отдел по Ставропольскому краю / от 3.04.2018 года в государственном водном реестре сведения об указанных в иске гидротехнических сооружениях отсутствуют.
Согласно ответу Ростехнадзора /Кавказское управление/ от 13.04.2018 года указанные гидротехническое сооружения являются бесхозяйными.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с п. 23 и п. 31 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования и организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ст. 3 ФЗ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод отнесены к гидротехническим сооружениям.
В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры России от 1 апреля 2014 года N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании" прокурорам предписано требовать от уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления принятия мер по постановке на учет и приведению в безопасное состояние бесхозяйных гидротехнических сооружений, скважин, химически и биологически опасных накопителей, свалок, захоронений и других потенциально опасных для здоровья человека и окружающей среды объектов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
При рассмотрении дела судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что в границах муниципального образования Вревского сельского совета Кочубеевского района Ставропольского края расположены упомянутые выше сооружения, которые соответствуют признакам гидротехнических сооружений, приведенным в ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения".
Местоположение, технические характеристики и эксплуатационное состояние объектов подтверждается данными программного комплекса "Геоинформационная система гидротехнических сооружений Ставропольского края" (stavkray.ibgts.ru).
Информация о регистрации на них права собственности в установленном законом порядке, включении их в реестры государственной собственности (федеральной, краевой или муниципальной), о нахождении данного имущества в фактическом владении третьих лиц, осуществляющих правомочия собственника, правопритязаний с их стороны, в деле отсутствует.
Статус вышеуказанных гидротехнических сооружений как бесхозяйных, являющихся объектами, создающими повышенную опасность для населения, требует принятия незамедлительных мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
В рамках обязанности участвовать в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов поселения орган местного самоуправления осуществляет предусмотренные статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), пунктом 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года N 237, а также Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931, первичные действия по обеспечению безопасности таких сооружений, а именно: организовывает мероприятия по установлению на территории муниципального образования бесхозяйных гидротехнических сооружений, осуществляет мероприятия по выявлению и учету бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории муниципального образования; при установлении бесхозяйного гидротехнического сооружения информирует о наличии на его территории бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнического сооружения, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обеспечивает подготовку заявления и
необходимых документов для представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомляет о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Судом первой инстанции отметил, что указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Судебная коллегия полагает даные выводы суда правильными.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнических сооружений влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований, поскольку указанные административным истцом объекты расположены в административных границах муниципального образования Вревского сельсовета, необращение администрации с заявлением о принятии их на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении обязанностей, вытекающих из положений Устава муниципального образования, в рамках предоставленных ему федеральным законом исключительных полномочий (частью 3 статьи 225 ГК РФ).
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. В данном случае указанное право должно соотноситься с обязанностью органа местного самоуправления предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Ссылку административного ответчика на то, что суд не исключил из искового заявления, не существующие ГТС, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку при рассмотрении дела судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что в результате прокурорской проверки на территории муниципального образования установлено 11 гидротехнических сооружений прудов имеющие дефекты, права на которые в установленном порядке не оформлены. Данное обстоятельство не опровергнуто административным ответчиком, а фотографии, представленные в ходе судебного заседания приобщены к материалам дела, и им судом дана соответствующая оценка на ряду с другими исследованными судом доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Решение является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 07 июня 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.