Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Хираева Ш. М,
судей Гончарова И. А. и Джарулаева А.-Н. К,
при секретаре судебного заседания Муртазаалиевой П. Х,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан и представителя Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 18 июля 2018 года, которым удовлетворен административный иск об установлении кадастровой стоимости двух земельных участков.
Заслушав доклад судьи Гончарова И. А, объяснения представителей: Правительства РД, Росреестра по РД, Администрации МОГО "город Хасавюрт", представителя ООО "Корпорация ШОВВИС",
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "ШОВВИС" (далее - ООО "Корпорация "ШОВВИС") (ОГРН 1020502108879) в лице представителя по доверенности адвоката Дагирова М.У. обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - Управление Росреестра по РД) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:41:000216:11, площадью 26000 кв. м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Хасавюрт, ул. Энергетическая, 1/1, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 11.11.2014г. в сумме 30 022 200 руб, и земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:1502, площадью 93000 кв. м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, отработанный карьер, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.12.2012г. в сумме 94 729 000 руб.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 18 июня 2018 года административное исковое заявление ООО "Корпорация "ШОВВИС" удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:1502, площадью 93000 кв. м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, отработанный карьер, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 94 781 880 (девяносто четыре миллиона семьсот восемьдесят одна тысяча восемьсот восемьдесят) руб, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:1502, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000216:11 площадью 26000 кв. м, расположенного по адресу: РД, г. Хасавюрт, ул. Энергетическая, 1/1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 ноября 2014 года в размере 59 204 600 (пятьдесят девять миллионов двести четыре тысячи шестьсот) руб, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:41:000216:11, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков постановлено считать 22 июня 2017 года.
Взысканы с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО "Корпорация ШОВВИС" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан и Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан просит отменить это решение и принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
По мнению автора жалобы, судом неправильно определена рыночная стоимость земельного участка.
Заключение экспертизы, которой определена эта стоимость, не соответствует требованиям закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральными стандартами оценки, а потому является недопустимым доказательством.
Аналогичная апелляционная жалоба подана представителем правительства Республики Дагестан.
Представители ООО "Корпорация "ШОВВИС" просят суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, материалы дела, коллегия приходит к выводу о необходимости решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, административному истцу ООО "Корпорация "ШОВВИС" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат: 1) земельный участок с кадастровым номером 05:41:000216:11, площадью 26000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Хасавюрт, ул. Энергетическая, 1/1, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для организации благоустроенного скотного рынка (далее - ЗУ1); 2) земельный участок с кадастровым номером 05:41:000224:1502, площадью 93000 кв. м, расположенный по адресу: Республики Дагестан, Хасавюртовский район, отработанный карьер, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для организации автомобильного рынка и рынка запчастей (далее - ЗУ2).
Согласно представленных в суд выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 17 июля 2017 года, в отношении принадлежащих ООО "Корпорация "ШОВВИС" земельных участков ЗУ 1 и ЗУ 2 установлена кадастровая стоимость в размерах 162 052 020 руб. и 538 349 323,4 руб. соответственно (т. 1, л. д. 15, 16).
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесенную в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков необоснованной и не соответствующей их рыночной стоимости, ООО "Корпорация "ШОВВИС" 22 июня 2017 года обратилось с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РД.
Решениями комиссии от 7 июля 2017 года N 245/АМ и N 253/АМ в удовлетворении заявлений отказано, в связи с чем, ООО "Корпорация "ШОВВИС" обратилось с административным иском в Верховный Суд Республики Дагестан.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Часть первая статьи 24.18 указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок (часть 29).
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28), объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
В соответствии с представленными в суд кадастровыми выписками ЗУ1 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 11 ноября 2014 года, а ЗУ2 - 22 октября 1997 года (т. 1, л.д. 26, 27).
Таким образом, учитывая, что перечень земельных участков, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка, чьи результаты утверждены Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13, составлен по состоянию на 01 декабря 2012 года, датой определения кадастровой стоимости принадлежащего ООО "Корпорация "ШОВВИС" ЗУ 1 является дата постановки его на кадастровый учет, т.е. 11 ноября 2014 года, а датой определения кадастровой стоимости ЗУ 2, стоявшего на кадастровом учете на момент формирования перечня - дата формирования этого перечня, т.е. 01 декабря 2012 года.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обязательный для юридических лиц досудебный порядок урегулирования спора о результатах определения кадастровой стоимости путем обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию, административным истцом был соблюден.
Судом были назначены ряд экспертиз, которые были проведены в установленном порядке. Суд признал выводы экспертиз обоснованными, а данные доказательства допустимыми, объективно подтверждающим рыночную стоимость принадлежащих административному истцу земельного участка N 1 по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.12.2012) в размере 59204 600 рублей, и земельного участка N 2 - в размере 94781880 рублей.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе был установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ). Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом в суд были представлены отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков от 7 июня 2017 года N 17/06-123 и от 16 августа 2017 года N 17/08-238, выполненные оценщиком ООО "Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования" Ильясовым А.А, согласно которым рыночная стоимость земельного участка ЗУ1 по состоянию на 11.11.2014г. составляла 30 022 200 руб, а земельного участка ЗУ2 по состоянию на 01.12.2012г. - 94 729 000 руб. (т. 1, л.д. 41-99, 171-228).
Исследовав вышеуказанные отчеты, суд пришел к выводу о том, что они не могут быть признаны доказательствами, объективно подтверждающими размер рыночной стоимости, принадлежащих ООО "Корпорация "ШОВВИС" земельных участков на дату установления их кадастровой стоимости. Судом сделан вывод, что согласно пункту 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает, в том числе, положение о том, что в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.
Одними из наиболее важных ценообразующих факторов, применительно к оценке земельных участков, являются объем передаваемых прав на объекты недвижимости и их местоположение.
Используя для определения рыночной стоимости земельных участков в рамках сравнительного подхода метод сравнения продаж, в качестве объектов-аналогов оцениваемого земельного участка ЗУ 1 оценщиком использованы два земельных участка, расположенные в пос. Ленинкент г. Махачкалы, а в качестве объектов-аналогов оцениваемого земельного участка ЗУ 2 - три объекта-аналога, расположенные в г. Махачкале (т. 1, л.д. 38, 205).
При этом, несмотря на отличие в местоположении оцениваемого земельного участка и объектов-аналогов, оценщиком при расчёте рыночной стоимости земельного участка корректировка по данному ценообразующему фактору в отношении объектов-аналогов не производилась, принятое решение об отсутствии необходимости применения данной корректировки в отчете никак не было мотивировано.
Также, несмотря на то обстоятельство, что оцениваемые земельные участки принадлежат административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, они были рассмотрены оценщиком как находящиеся в собственности ООО "Корпорация "ШОВВИС". Корректировка на объем передаваемых прав в отношении находившихся в собственности объектов-аналогов оценщиком не производилась.
С учётом изложенного суд первой инстанции посчитал необоснованными выводы представленных в суд при подаче административного иска отчетов об оценке рыночной стоимости принадлежащих ООО "Корпорация "ШОВВИС" земельных участков и для выяснения этого вопроса своим определением от 29 сентября 2017 года по ходатайству представителя административного истца Дагирова М.У. по делу была назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Аудиторская компания "ЦЕСТИРИС-АУДИТ".
В соответствии с заключениями судебного эксперта ООО "Аудиторская компания "ЦЕСТИРИС-АУДИТ" Гасанова М.Д. N 2610/Э от 26.10.2017г. и N 2710/Э от 27.10.2017 г. рыночная стоимость земельного участка ЗУ1 по состоянию на 11.11.2014 г. составляла 35 154 885 руб, а земельного участка ЗУ2 по состоянию на 01.12.2012 г. - 96 172 292 руб. (т. 2, л.д. 108-169, 170-234).
Судом первой инстанции было установлено, что, производя расчёт рыночной стоимости земельных участков, эксперт исходил из того, что оцениваемые участки и объекты-аналоги не отличаются по такому значимому ценообразующему фактору как вид разрешённого использования, могут использоваться в коммерческих целях, в связи с чем, корректировка по этому показателю им не производилась, объективных данных, подтверждающих выводы эксперта о сходности оцениваемых земельных участков и использованных объектов-аналогов по виду их разрешённого использования, заключения экспертиз не содержали.
В этой связи, суд признал недостоверной использованную экспертом Гасановым М.Д. при составлении заключений информацию об объектах-аналогах в части вида их разрешённого использования, пришел к выводу о необоснованности заключений о рыночной стоимости принадлежащих ООО "Корпорация "ШОВВИС" земельных участков на даты их оценки.
Определением суда от 1 декабря 2017 года по ходатайству представителя административного истца Дагирова М.У. по делу для определения рыночной стоимости земельных участков на дату определения их кадастровой стоимости была назначена повторная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "ИМА-КОМ".
В соответствии с заключениями судебного эксперта ООО "ИМА-КОМ" Алиева М.Г. N 01/18 и N 02/18 от 10 января 2018 года рыночная стоимость земельного участка ЗУ1 по состоянию на 11.11.2014г. составляла 50 987 000 руб, а земельного участка ЗУ2 по состоянию на 01.12.2012г. - 94 781 880 руб. (т. 3, л.д. 2-82, 83-153).
Исследованием заключения эксперта N 01/18 от 10.01.2018г. было установлено, что в качестве объекта-аналога N 3 экспертом использован земельный участок, расположенный по адресу: в г. Хасавюрт, ул. Пролетарская, 202.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Алиев Г.М. пояснил, что указанный земельный участок рассматривался им, также как и оцениваемый ЗУ1, как предназначенный под коммерцию, в связи с чем, корректировку по виду разрешенного использования в отношении данного объекта-аналога он не производил.
Однако, в ходе судебного заседания, представителем Управления Росреестра по РД в суд была представлена кадастровая выписка о земельном участке, согласно которой использованный в качестве объекта-аналога N 3 земельный участок, расположенный по адресу: в г. Хасавюрт, ул. Пролетарская, 202, имеет вид разрешенного использования "под индивидуальную жилую застройку" (т. 3, л.д. 196).
Указанное обстоятельство, ставящее под сомнение выводы заключения эксперта N 01/18 от 10.01.2018г. в связи с неприменением в отношении объекта-аналога N 3 корректировки на вид разрешенного использования, явилось основанием назначения по делу определением суда от 27 февраля 2018 года по ходатайству представителя административного истца Дагирова М.К. повторной оценочной экспертизы для выяснения вопроса о величине рыночной стоимости земельного участка ЗУ1 на дату определения его кадастровой стоимости, т.е. на 11.11.2014г.
В соответствии с заключением эксперта ООО "Аудиторская компания "ЦЕСТИРИС-АУДИТ" Магомедова М.М. N 2803/Э от 28 марта 2018 года рыночная стоимость земельного участка ЗУ1 по состоянию на 11.11.2014г. составляла 37 242 400 руб. (т. 4, л.д. 6-69).
Определением Верховного Суда Республики Дагестан от 10 апреля 2018 года по ходатайству административного истца Дагирова М.У. по делу была назначена дополнительная экспертиза, поскольку исследованием заключения N 2803/Э от 28 марта 2018 года установлен факт необоснованного не применения экспертом в ходе исследования в отношении объектов-аналогов корректировки на расположение у красной линии. Необходимость применения указанной корректировки была признана экспертом Магомедовым М.М. при его допросе в ходе судебного заседания.
Согласно выводов дополнительной экспертизы N 1604/Э от 16 апреля 2018 года, проведенной экспертом ООО "Аудиторская компания "ЦЕСТИРИС-АУДИТ" Магомедовым М.М. рыночная стоимость земельного участка ЗУ1, с учетом применения корректировки на расположение у красной линии, по состоянию на 11.11.2014г. составляла 42 926 000 руб. (т. 4, л.д. 102-169).
Оценивая данное заключение дополнительной экспертизы N 1604/Э от 16 апреля 2018 года, также как и вышеуказанные заключения экспертиз N 01/18 от 10.01.2018г. и N 2803/Э от 28 марта 2018 года, суд первой инстанции пришел к выводу, что они не могут расцениваться как доказательство, объективно подтверждающее размер рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка ЗУ1 по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости, т.е. на 11.11.2014г.
Так, в ходе рассмотрения дела было установлено, что все три использованных экспертом в ходе исследования объекта-аналога имеют вид разрешенного использования "под индивидуальное жилищное строительство", тогда как они рассматривались экспертом как земельные участки под коммерческую деятельность, в связи с чем, корректировка на вид разрешенного использования в отношении этих объектов-аналогов экспертом не применялась, что существенно повлияло на выводы заключения.
Определением суда от 17 мая 2018 года по ходатайству представителя административного истца Дагирова М.У. по делу была назначена дополнительная оценочная экспертиза, порученная эксперту ООО "Аудиторская компания "ЦЕСТИРИС-АУДИТ" Магомедову М.М.
Согласно выводов проведенной по делу дополнительной экспертизы N 3005/Э от 30 мая 2018 года рыночная стоимость земельного участка ЗУ1, с учетом применения корректировки на вид разрешенного использования, по состоянию на 11.11.2014г. составляла 59 204 600 руб.
Допрошенные судом эксперты Алиев М.Г. и Магомедов М.М, предупреждённые судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, изложенные в составленных ими заключениях N 02/18 от 10 января 2018 года и N 3005/Э от 30 мая 2018 года выводы о размерах рыночной стоимости земельных участков ЗУ2 и ЗУ1 соответственно на даты определения их кадастровой стоимости, полностью подтвердили.
Оценивая указанные экспертные заключения по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции признал их выводы обоснованными, в связи с чем, допустимыми и достоверными доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков ЗУ1 и ЗУ2 по состоянию на 11.11.2014г. и на 01.12.2012г, т.е. на даты установления их кадастровой стоимости.
Установленная экспертами методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость земельных участков, использованные объекты-аналоги, примененные корректировки, а также содержащиеся в заключениях расчеты не вызывают у судебной коллегии сомнений в их объективности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы заключений проведенных по делу экспертиз N 02/18 от 10 января 2018 года и N 3005/Э от 30 мая 2018 года административными ответчиками в суд не представлено, ходатайств о назначении по делу дополнительных или повторных экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков не заявлялось.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении апелляционных жалоб.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины взысканы судом первой инстанции в его пользу с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, т.е. с Правительства Республики Дагестан.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключений экспертиз, взятых за основу судом первой инстанции, нормам закона и признании его судом недопустимыми доказательствами, коллегия признает необоснованными.
Каких-либо ходатайств о назначении повторной экспертизы авторы жалоб не заявлял.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 310 КАС РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Верховного Суда Республики Дагестан от 18 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан и представителя Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.