Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Якуповой Н.Н.
судей Минеевой В.В.
Портновой Л.В.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 13 марта 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об освобождении от исполнительского сбора в размере 50 000 руб, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Мелеузовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Мордвиновой Я.А. в рамках исполнительного производства N... -ИП от 15.03.2017 о предоставлении Дедовой Н. Ю. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и исполнительного производства N... -ИП от дата о предоставлении Емельяновой Р. Ю. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда удовлетворить.
освободить Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от исполнительского сбора в размере 50.000 руб, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Мелеузовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Мордвиновой Я.А. в рамках исполнительного производства от дата N... -ИП о предоставлении Дедовой Н. Ю. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
освободить Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан от исполнительского сбора в размере 50.000 руб, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Мелеузовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по адрес в рамках исполнительного производства от дата N... -ИП о предоставлении Емельяновой Р. Ю. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением Мелеузовскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - Мелеузовскому МОСП УФССП РФ по РБ) и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан (далее - УФССП России по РБ) об освобождении от исполнительского сбора, обосновав его тем, что административный истец является должником по исполнительному производству N... -ИП от дата, возбужденному на основании исполнительного листа Мелеузовского районного суда РБ от 08.02.2017, выданного по решению от 18.04.2016 об обязании Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставить Дедовой Н.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени решение не исполнено. 08.08.2017 в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Дедова Н.Ю. по состоянию числился под N... Список формируется ежегодно не позднее 01 февраля и передается в республиканский орган исполнительной власти для внесения в Единый список по Республике. Муниципальному району Мелеузовский район Республики Башкортостан на 2017 год выделено средств для приобретения 11 квартир. Полученные средства Администрация направила на участие в долевом строительстве, сдача дома по договору - в конце 2018 года. Средства на 2018 год в бюджет муниципального района еще не поступили.
Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, однако вины Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан в неисполнении судебного решения не имеется, выделенные в 2017 году средства освоены в полном объеме.
Просил освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от 08.08.2017 в полном объеме, то есть в размере 50 000 рублей.
Кроме того, представитель административного истца Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан также обратился в суд с административным исковым заявлением к Мелеузовскому МОСП УФССП РФ по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по РБ об освобождении от взыскания исполнительского сбора, обосновывая его тем, что административный истец является должником по исполнительному производству N... -ИП от дата, возбужденному на основании исполнительного листа Мелеузовского районного суда РБ от дата, выданного по решению от дата об обязании Администрации муниципального района адрес РБ предоставить Емельяновой Р.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени решение не исполнено. дата в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Емельянова Р.Ю. по состоянию числился под N... Список формируется ежегодно не позднее 01 февраля и передается в республиканский орган исполнительной власти для внесения в Единый список по Республике. адрес РБ на 2017 год выделено средств для приобретения 11 квартир. Полученные средства Администрация направила на участие в долевом строительстве, сдача дома по договору - в конце 2018 года. Средства на 2018 год в бюджет муниципального района еще не поступили. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, однако вины Администрации муниципального района адрес РБ в неисполнении судебного решения нет, выделенные в 2017 году средства освоены в полном объеме.
Просил освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от дата в полном объеме, то есть в размере 50 000 рублей.
Определением Мелеузовского районного суда РБ от 27.02.2018, административные дела по иску Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан к Мелеузовскому МО СП УФССП РФ по Республике Башкортостан и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N... -ИП от дата о предоставлении Дедовой Н. Ю. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и исполнительного производства N... -ИП от 15,03.2017 о предоставлении Емельяновой Р. Ю. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда - объединены в одно производство с присвоением N... а- 357/2018.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, в лице представителя по доверенности, Бабаевой Э.И, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать в полном объеме, указывая в обоснование, что вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3-8 статьи 2.10 КоАП РФ, в связи с чем, судом необоснованно удовлетворены доводы заявителя, так как судебным приставом - исполнителем осуществлялись меры принудительного исполнения в соответствии с действующим законодательством и действия соответствуют закону или нормативным правовым актам, которые не повлекли нарушение каких - либо прав и законных интересов сторон исполнительного производства и осуществлены только в целях принудительного исполнения требования исполнительного документа.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В связи с чем, судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статьи 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" сроки; неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном, производстве" суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Общие основания ответственности на нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При этом, согласно пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Аналогичное разъяснение дано в п. 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 50 от 17 ноября 2015 года "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Мелеузовского районного суда РБ от 18.04.2016 на Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить Дедовой Н.Ю. специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком на 5 лет. Решение вступило в законную силу 16.06.2016.
Также решением Мелеузовского районного суда РБ от 29.06.2015 на Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить Емельяновой Р.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком на 5 лет. Решение вступило в законную силу 30.07.2015.
В связи с этим, судом выданы исполнительные листы серии ФС N... от дата и серии ФС N... от дата, на основании которых в Мелеузовском межрайонном отделе судебных приставов возбуждены исполнительные производства за N... -ИП и N... -ИП в отношении должника Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах.
В указанный срок требования исполнительных документов в добровольном порядке Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан не исполнены, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем Мордвиновой Я.А. в отношении должника вынесены постановления от 08.08.2017 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Судебный пристав - исполнитель имел достаточные правовые основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Размер исполнительского сбора определен в соответствии со ст. 112 Закона.
В тоже время, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-11, исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Мелеузовского района Республики Башкортостан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения невозможно вследствие объективных обстоятельств и не зависит от воли должника.
При этом, суд первой инстанции указал, что решениями Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан не установлен конкретный срок его исполнения, указано, что Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан обязана предоставить Дедовой Н.Ю. и Емельяновой Р.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ними договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской федерации по месту жительства таких детей.
При этом в силу статей 1, 2, 8 Закона Республики Башкортостан 28.12.2005 N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обязанность по исполнению государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан; финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий предоставляются органам местного самоуправления в виде субвенций из бюджета Республики Башкортостан.
Таким образом, возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере. К моменту истечения пятидневного срока денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения, из республиканского бюджета перечислены не были. Соответственно, реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) к моменту истечения указанного срока отсутствовала.
Пункт 75 Постановления предусматривает, что должник может быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений ч. 1 ст. 401 ГК РФ, если им приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 02.12.2016 N 427-з (в редакции от 21.09.2017) "О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг." Мелеузовскому району распределены субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в общей сумме 11 237 800 руб.
Полученные средства Администрация муниципального района Мелеузовский район РБ направила на участие в долевом строительстве, сдача дома по договору - в конце 2018 года. Кроме того, средства на 2018 год в бюджет муниципального района еще не поступили.
Администрация является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Таким образом, возможность исполнения решений суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере.
Как усматривается из материалов дела, на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения Дедова Н.Ю. числился в списке под N.., Емельянова Р.Ю. под N...
Вместе с тем, объем денежных средств, выделенных в 2017 году муниципальному району Мелеузовский район РБ для обеспечения жильем детей-сирот, составил всего 11 237 800 рублей, что позволило приобрести лишь одиннадцать жилых помещений. То есть денежные средства для осуществления государственных полномочий были выделены должнику в явно недостаточном объеме.
Кроме того, по рассматриваемым делам необходимо учитывать и объем работ, фактически подлежащих исполнению, в том числе по проведению закупок (аукционов) по приобретению жилья и его оформлению.
Приобретение жилья в данном случае происходит путем заключения муниципального контракта и регулируется нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Порядок и сроки выполнения процедур закупок (аукциона), установленные этим Законом, являются обязательными для Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ и не предусматривают возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что финансирование администрации муниципального района осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, при этом административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решений суда, в связи с чем суд правомерно применил положения ч. 7 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве" и освободил Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 13 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Якупова Н.Н.
Судьи Минеева В.В.
Портнова Л.В.
Справка: судья Байрашев А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.