Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,
судей Пильгановой В.М, Мызниковой Н.В,
при секретаре Долгой И.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата г.Москвы на решение Преображенского районного суда города Москвы от 29 января 2018 года, которым постановлено:
Иск Осипова А.А. об установлении юридического факта участия в боевых действиях - удовлетворить.
Установить юридический факт участия Осипова А.А. в боевых действиях в период с 09.09.1981 года по 10.01.1984 года на территории Народной Демократической Республики Эфиопии, в г. Асмара, в составе авиационной группы войсковой части 90245.
установила:
Осипов А.А, являющийся получателем пенсии по линии Министерства Обороны РФ, обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта участия в боевых действиях. В обоснование своего заявления Осипов А.А. указал, что проходил срочную военную службу в Вооруженных силах СССР с 09 октября 1981 года по 10 января 1984 года в Народной Демократической Республике Эфиопия, в г. Асмара в зоне боевых действий сепаратистских и правительственных войск на территории Эфиопии в авиационной группе войсковой части 90245, однако, заключением комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений граждан о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 11.02.2013г. ему было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Установление данного факта, как указывал Осипов А.А. ему необходимо для реализации его пенсионных прав, в частности, на социальную льготу, предоставляемую участникам боевых действий.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Военного комиссариата г.Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса - Осипова А.А, представителя Осипова А.А, представителя Военного комиссариата г.Москвы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня (в редакции Федерального закона от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года. В ранее действовавшей редакции Перечня были указаны боевые действия в Эфиопии только в период с декабря 1977 года по ноябрь 1979 года.
Согласно статье 28 Закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах, направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Пунктом 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, военнослужащими указываются личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации ( приложение к Закону о ветеранах).
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Таким образом, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288, устанавливает внесудебную процедуру признания права граждан на получение мер социальной поддержки в общем порядке на основании документов, удостоверяющих факт их участия в боевых действиях.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно статье 265 этого же кодекса, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Таким образом, реализация конституционного права на судебную защиту путем установления в порядке особого производства юридически значимых фактов предусмотрена законодателем именно для тех случаев, когда документы, удостоверяющие эти факты, не могут быть получены заявителем во внесудебном порядке.
Установление в судебном порядке факта, от которого зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, предоставляет заявителю возможность реализовать принадлежащие ему права, в том числе на социальную защиту, в случае, если их реализация в ином порядке по формальным основаниям невозможна.
Между тем, как следует из материалов дела, имевший место спор о праве заявителя на получение социального обеспечения в связи с участием в боевых действиях, предполагающий установление соответствующего факта, уже был разрешен судом, и по рассмотренному спору имеется, вступившее в законную силу решение суда.
Так, решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2014 года в удовлетворении исковых требований Осипова А.А. к Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Западного военного округа МО РФ о признании ветераном боевых действий, обязании выдать удостоверение - отказано.
Таким образом, вопрос об установлении факта участия истца в боевых действиях, являющегося основанием для удовлетворения требования о признании ветераном боевых действий, являлся предметом исследования и оценки Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга. Суд пришел к выводу о том, что ни Комиссии, ни суду не были представлены доказательства, подтверждающие непосредственное участие истца в боевых действиях. Данное решение вступило в законную силу.
В соответствии с ч.2 ст.209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Осипов А.А. фактически не согласен с решением суда, оспаривает обстоятельства, установленные этим решением. Поскольку судом уже рассмотрен спор о праве заявителя на признание его ветераном боевых действий вследствие участия в таковых, повторное установление юридического факта, о котором он просит, законом не допускается. Порядок обжалования вступившего в законную силу решения суда установлен главой 41 ГПК РФ. Иного порядка обжалования решения суда и установленных им обстоятельств закон не предусматривает.
В соответствии с абз. 2 ст. 220, п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается в ином судебном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь ст. ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Преображенского районного суда города Москвы от 29 января 2018 года отменить.
Производство по гражданскому делу Осипова А.А. об установлении юридического факта участия в боевых действиях прекратить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.