Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С,
и судей Кочергиной Т.В, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Левиной В.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
дело по апелляционной жалобе истца Данилкина А.П,
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 мая 2018 года, которым постановлено:
" В удовлетворении иска Данилкина А.П. к ДГИ г. Москвы о признании незаконным распоряжения, - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Данилкин А.П. обратился в суд с иском к ДГИ г. Москвы о признании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 09.10.2017 г. N... недействительным, признании Данилкина А.П. нуждающимся в жилом помещении как выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на ЧАЭС и включить в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2016 года N 1266.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение в связи с аварией на ЧАЭС. В соответствии с п. 7 ст. 17, ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на компенсации, льготы и меры социальной поддержки (право на получение жилой площади единовременно). Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях последующей реализации права на получение жилищного сертификата.
Согласно распоряжению ДГИ г. Москвы от... г. N... истцу было отказано в выдаче жилищного сертификата ввиду непредставления документов, обязанность которых возложена на заявителя, а именно документов, свидетельствующих о жилищной обеспеченности истца по прежнему месту жительства в Брянской области, а также ввиду отсутствия 10-летнего срока проживания в г. Москве.
Истец считает распоряжение Департамента незаконным и подлежащим отмене.
... истцом был предоставлен полный комплект документов заказной бандеролью, которая была получена ответчиком... г. В данном комплекте документов, согласно описи к направленному заявлению содержались все ранее затребованные документы, в том числе и уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 31.07.2017 г. N... по всей территории Российской Федерации за период с... г. по... г.
Порядок получения жилищного сертификата установлен Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, а право на получение сертификата предусмотрено Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1. В данных нормативных актах ограничений по цензу оседлости при выдаче сертификатов не предусмотрено.
Статьи закона, на которые ссылаются представители ответчика, относятся к категориям малоимущих граждан.
При рассмотрении вопроса о признании истца нуждающимся в жилом помещении как выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат для постановки на очередь лиц категории истца учитывается непосредственно отсутствие помещений, находящихся в собственности и отсутствие помещений, занимаемых истцом по договорам социального найма.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, обеспечил явку своего представителя, которая исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции возражала в удовлетворения исковых требований, просила суд в иске отказать.
Представитель третьего лица Правительства Москвы участия в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2.2 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП для признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих в том числе сведения, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей и членов семьи, а также о факте проживания по месту жительства.
Согласно ст. 12 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" отказ в постановке на соответствующий учет допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 2) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет; 3) представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 4) не истек предусмотренный частью 1 статьи 10 настоящего Закона срок.
Как установлено п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательств" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риск.
В судебном заседании установлено, что истец зарегистрирован по месту жительства по адресу.., где в составе 4-х человек занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения 30,8 кв. м, жилой площадью 18,1 кв. м. Собственником жилого помещения на основании договора купли-продажи квартиры в простой письменной форме от 28.06.2005 г. является...
Данилкин А.П. имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждено удостоверением от... г. серии... N.., выданным Данилкину А.П. как выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение Управлением социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы.
Данилкин А.П. в городе Москве и по вышеуказанному адресу зарегистрирован в... году, прибыл из.., сведения о жилищной обеспеченности за пять лет, предшествующих дате подачи заявления отсутствуют, в браке не состоит, отметки о регистрации/расторжении брака за пять лет, предшествующих дате подачи заявления в паспорте, выданном в... году, отсутствуют.
При этом Данилкин А.П. на жилищном учете не состоит, нуждающимся в жилых помещениях в установленном порядке не признан, обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях получения социальной выплаты из средств федерального бюджета, удостоверяемой сертификатом, как выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
... г. ответчиком вынесено распоряжение об отказе Данилкину А.П. в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
При этом в обоснование отказа указано, что истцом не представлены документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (отсутствуют документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности по прежнему месту жительства в... ), а также указывается на то, что истец на жилищном учете не состоит и нуждающимся в жилых помещениях в установленном законом порядке не признан.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец в установленном законом порядке нуждающимся в предоставлении жилых помещений не признавался, на жилищном учете не состоял и не состоит, распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от... года истцу отказано в признании его нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, поскольку истец не проживает в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, при этом при обращении с заявлением в Департамент городского имущества г. Москвы представил неполный пакет документов.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлен порядок и критерии признания граждан нуждающимися в жилых помещения. Данные критерии определяются Жилищным Кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления ( ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда ( абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В связи с указанными выше нормами, судебная коллегия полагает доводы истца о невозможности применения к нему положений, предусмотренных Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" необоснованными.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на иную оценку доказательств и основаны на ошибочном толковании норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 мая 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Данилкина А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.