Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Васильевой Е.В, Кочергиной Т.В,
при секретаре И Е.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И. дело по апелляционной жалобе представителя истца Умникова Н.Г. по доверенности Новиковой Н.С. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 07 марта 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Умникова Н Г к ДЖО Минобороны РФ, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет иска: Лукина Е Н, Лукина АЕ, Умников Я Н, об установлении юридического факта признания нуждающимся, восстановлении в очереди - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Умников Н.Г. обратился в суд с иском к ДЖО Минобороны РФ об установлении юридического факта признания нуждающимся в жилых помещениях с 17.12.2002г, восстановлении на жилищном учете, обязании предоставить жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что в период с 01.08.1993 г. по 21.06.2017 г. истец проходил военную службу по контракту, выслуга лет на военной службе составила 13 лет и 9 месяцев. В период прохождения службы истец постоянной и служебной жилой площадью не обеспечивался. 07.10.2002 г. истцом был подан рапорт о постановке на очередь для получения жилого помещения по общим основаниям. Из выписки из протокола N 26 следует, что истец был включен в списки очередников на получение постоянной жилой площади. 28.05.2007 г. Умников Н.Г. был уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта. При обращении истца в ДЖО МО РФ было установлено, что сведения о его постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют, истцу было разъяснено, что на дату увольнения он не был признан нуждающимся в жилых помещениях.
Истец просил суд установить юридический факт признания его нуждающимся в жилых помещениях с 17.12.2002 года, восстановить Умникова Н.Г. и членов его семьи супругу Лукину Е.Н, дочь Лукину А.Е, сына Умникова Я.Н, на жилищном учете, обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ предоставить Умникову Н.Г. и членам его семьи: супруге Лукиной Е.Н, дочери Лукиной А.Е, сыну Умникову Я.Н, постоянное жилое помещение.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика, третьи лица не явились, о дате рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии с нормами статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, граждане, уволенные с военной службы, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, и военнослужащие, увольняемые с военной службы после 1 января 2005 г.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой При казом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), имеющих в соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются - нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью). Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в п.1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 2 к настоящей Инструкции, с приложением расписки в получении документов, указанных в п.1 настоящей Инструкции, с указанием их перечня и даты получения. Уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, жилые помещения по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, только при увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья или достижению предельного пребывания на военной службе.
Факт постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья, а также факт нуждаемости в жилье, подтверждаются заявлением лица (рапортом военнослужащего) о постановке на учёт, решением полномочного органа о постановке на учёт, выпиской из единого реестра, а также документами, указывающими на наличие оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) яв ляющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно п.п. 8,9 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N512, уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей. Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного п.3 настоящих Правил, и представленных документов.
В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N 1550, функции по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями и иные жилищные вопросы возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании 'Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1888.
Из материалов дела усматривается, что Умников Н.Г. заключил первый контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 г.
Согласно выписки из приказа начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации от 28.05.2007 г. N 43, Умников Н.Г. уволен с военной службы в запас по истечению срока контракта о прохождении военной службы. Общая продолжительность выслуги лет на дату увольнения составляла 13 лет 9 мес.
Решением от 23.06.2016 г. N 194/1/16379 Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ было отказано Умникову Н.Г. в его принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания. Из данного решения следует, что Умников Н.Г. уволен с военной службы в запас в 2007 г, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении при увольнении оставляла 13 лет. На момент увольнения с военной службы Уимников Н.Г. на учете нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания не состоял и права на получения жилого помещения, предоставляемого для постоянного проживания Умников Н.Г. не имел.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец в установленном порядке ДЖО МО РФ нуждающимся в жилом помещении нет признавался, на учете нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания не состоял и права на получение жилого помещения не имеет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом представлены доказательства того, что он числился в списках военнослужащих, которым в порядке очередности предоставляются жилые помещения основанием к отмене решения суда не являются.
Согласно абзацу тринадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ) военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
На момент возникновения спорных правоотношений аналогичные положения в части оснований признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях содержались в абзаце двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Доказательств того, что федеральным органом исполнительной власти Умников Н.Г. нуждающимся в жилых помещениях, не представлено.
Согласно данным единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся, сведения о постановке в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания истца, отсутствуют.
Истец был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта в запас, выслуга лет составила 13 лет 9 месяцев, в связи с чем основания для обеспечения истца жилым помещением в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", отсутствуют.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 07 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Умникова Н.Г. по доверенности Новиковой Н.С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.