Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Быковской Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-1903/2018 по административному исковому заявлению ООО "МОСЭНКА" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость:
- здания с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной в размере 417 409 037 руб,
- здания с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной в размере 2 061 259 500 руб,
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником зданий. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость зданий утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в следующем размере. В отношении объекта с кадастровым номером *** в размере 820 694 923 руб. 66 коп, в отношении объекта с кадастровым номером *** в размере 3 611 072 773 руб. 26 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику ООО "Юрдис" за составлением отчетов об оценке рыночной стоимости зданий. Согласно отчетам об оценке N186/04/17 от 05.05.2017г, 406/08/17 от 22.08.2017г. рыночная стоимость зданий, принадлежащих административному истцу, определена в размере: 417 409 037 руб, 2 061 259 500 руб. соответственно.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 05.09.2017г. и 28.09.2017г. заявления истца о пересмотре кадастровой стоимости были отклонены, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов по результатам проведенной по делу повторной судебной экспертизы, уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на основании передаточного акта от 31.03.2015г. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: здание по адресу: ***; здание по адресу: ***, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и свидетельствами о государственной регистрации права.
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП утверждена кадастровая стоимость указанных выше зданий в следующем размере: в отношении здания с кадастровым номером *** в размере 820 694 923 руб. 66 коп, в отношении здания с кадастровым номером *** в размере 3 611 072 773 руб. 26 коп.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке, составленные ООО "Юрдис". Согласно отчетам об оценке N186/04/17 от 05.05.2017г, 406/08/17 от 22.08.2017г. рыночная стоимость зданий, принадлежащих административному истцу, определена в размере: 417 409 037 руб, 2 061 259 500 руб. соответственно.
Данные отчеты об оценке представлялись административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решениями Комиссии от 05.09.2017г. и 28.09.2017г. заявления истца о пересмотре кадастровой стоимости были отклонены.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 20 марта 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено АНО Независимый центр экспертиз и консалтинговых услуг "ЭкспертКонсалтЦентр".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке, представленные административным истцом и составленные ООО "Юрдис" N186/04/17 от 05.05.2017г, 406/08/17 от 22.08.2017г, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения.
Экспертом определена рыночная стоимость здания с кадастровым номером *** в размере 341 671 186 руб.; рыночная стоимость здания с кадастровым номером *** в размере 1 897 161 017 руб.
Административный ответчик с заключением эксперта не согласился, представил письменные возражения. В судебном заседании был допрошен эксперт, проводивший экспертизу. После допроса эксперта от административного ответчика поступили дополнительные возражения на заключение эксперта, из которых следовало наличие существенных разногласий в методике, примененной при оценке объектов недвижимости.
Определением Московского городского суда от 22 июня 2018 года в связи с наличием сомнений в обоснованности экспертного заключения по делу, на основании ст.83 Кодекса административного судопроизводства РФ по ходатайству административного ответчика назначена повторная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Росконсалтгруп".
Рыночная стоимость зданий по результатам повторной судебной экспертизы определена в следующем размере:
в отношении здания с кадастровым номером *** в размере 440 905 319 руб,
в отношении здания с кадастровым номером *** в размере 2 193 070 523 руб,
Представитель административного истца в судебном заседании с результатами повторной судебной экспертизы согласился, исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов по результатам судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика в судебном заседании результаты повторной судебной экспертизы не оспаривал, полагая их обоснованными.
Оценивая заключение повторной судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы; определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности повторного экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам повторной судебной экспертизы, а административный ответчик результаты повторной судебной экспертизы не оспаривал, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость зданий должна быть установлена в размере, определенном в заключении повторной экспертизы, то есть 440 905 319 руб. в отношении здания с кадастровым номером *** и 2 193 070 523 руб. в отношении здания с кадастровым номером ***.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 21 августа 2017 года в отношении объекта с кадастровым номером *** и 15 сентября 2017 года в отношении объекта с кадастровым номером ***.
Поскольку заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости поданы в 2017 году, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость
- здания с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 440 905 319 руб,
- здания с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 2 193 070 523 руб.
на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 сентября 2017 года в отношении объекта с кадастровым номером ***, 21 августа 2017 года в отношении объекта с кадастровым номером ***.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.