Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "НПФ "БУДУЩЕЕ" Бяковой Е.О., протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 22 декабря 2017 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 22 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 22 декабря 2017 года акционерное общество "НПФ "БУДУЩЕЕ"" (далее также АО "НПФ "БУДУЩЕЕ", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Тверского районного суда города Москвы от 22 февраля 2018 года постановление мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 22 декабря 2017 года оставлено без изменения, жалоба защитника Бяковой Е.О. без удовлетворения.
В настоящих жалобе защитник Бякова Е.О. и протесте заместитель прокурора г. Москвы Ведерников В.В, выражая несогласие с названными судебными актами, просят их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствие состава административного правонарушения, указывая на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его структурные подразделения не относятся к федеральными государственными органами, государственными органами субъекта РФ, органами местного самоуправления, а работающие там лица не являются государственными либо муниципальными служащими, занимаемая *** Е.С. должность главного специалиста-эксперта Отдела администрирования страховых взносов и взыскания задолженности Государственного учреждения-Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области не требовала в соответствии с нормативно-правовыми актами Пенсионного фонда РФ предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в её отдельные функции по указанной должности управление АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" не входило, в связи с чем, принятие на работу *** Е.С. в АО "НПФ "БУДУЩЕЕ", не требовало от Общества выполнения обязанности по уведомлению бывшего работодателя *** Е.С. о заключении с ней трудового договора.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, частью третьей статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 названного Федерального закона, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно ст. 12.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, этим Федеральным законом и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, постановлением прокурора Мещанской межрайонной прокуратуры г. Москвы от 29 ноября 2017 г. в отношении АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному постановлению Мещанской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка исполнения АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" требований законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что на основании приказа первого заместителя генерального директора АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" от 02.09.2015 г. N 251-к *** Е.С. принята на работу на должность ведущего специалиста Отдела организации выплат застрахованным лицам Департамента пенсионного страхования, с ней заключен трудовой договор N 107 от 02.09.2015 г.
Ранее *** Е.С. замещала должность главного специалиста-эксперта отдела администрирования страховых взносов и взыскания задолженности Государственного учреждения-Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области, с которой была уволена 05.02.2014 г.
В названном постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении изложен вывод о том, что в нарушение ч. 4 ст. 12, 12.4 Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" не сообщила бывшему работодателю *** Е.С. - Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области в установленный законом десятидневный срок о заключении с нею 02 сентября 2015 г. трудового договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" к административной ответственности, установленной ст. 19.29 КоАП РФ.
Между тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя в связи со следующим.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливая основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, установилограничения, налагаемые на граждан, претендующих на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов. Названные категории граждан обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (статья 8).
Определяя особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 349.2 предусмотрел, что в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 установлено, что работники, замещающие должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, обязаны представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, поручено подготовить в соответствии с разделом III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, и утвердить перечни должностей в фондах, государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять такие сведения.
Пенсионным фондом Российской Федерации, являющимся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, созданным в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и имеющим статус государственного учреждения, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, издан Перечень должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, при поступлении на которые граждане и занимающие эти должности работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 4 июня 2013 г. N 125п (действовавший на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении).
Согласно разделу IV указанного Перечня
в него включена должность главного специалиста-эксперта территориального органа ПФР.
Помимо этого постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 05 мая 2014 г. N 82п (также действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении) утвержден Перечень должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно указанного Перечня должность главного специалиста-эксперта отдела (группы) персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности включена в раздел III списка должностей Главного управления (управления, отделы) ПФР (самостоятельные); в список отдельных должностей территориальных органов ПФР данного Перечня указанная выше должность не входит.
В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. При этом территориальные органы Пенсионного фонда также являются юридическими лицами и создаются по решению Правления Пенсионного фонда.
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области является территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Вместе с тем определить статус Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области в качестве территориального отдела либо самостоятельного Управления, где непосредственно осуществляла трудовую деятельность *** Е.С. в качестве главного специалиста-эксперта отдела администрирования страховых взносов и взыскания задолженности на момент увольнения в целях разрешения вопроса об отнесении её должности к Перечням, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 05 мая 2014 г. N 82п и постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 4 июня 2013 г. N 125п, требующим предоставления сведений о доходах, об имуществе и имущественных обязательствах по имеющимся материалам дела не представляется возможным.
Нормативные акты, регулирующие деятельность Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (например, Положение либо иные) материалы дела не содержат, нижестоящими судебными инстанциями мер к их истребованию, как и получению сведений о подаче *** Е.С. сведений о доходах по месту работы в качестве главного специалиста-эксперта, не предпринималось.
Между тем выяснение данного обстоятельства влияет на установление наличия либо отсутствия в действиях АО "НПО "БУДУЩЕЕ" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанное выше нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное судебными инстанциями является существенным, в связи с чем, в рассматриваемом случае имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов и возвращения дела мировому судье на новое рассмотрение с учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы, установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, который составляет 6 лет, не истек.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 22 декабря 2017 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 22 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" подлежат отмене.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, и правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу защитника акционерного общества "НПФ "БУДУЩЕЕ" Бяковой Е.О, протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 22 декабря 2017 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 22 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "НПФ "БУДУЩЕЕ" отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 22 декабря 2017 года.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.