Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Андреевой А.В.
Шихановой О.Г.
при секретаре
Пичко С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бадьминова С.А. к администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании премии, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истца Бадьминова С.А. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 27 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Басангова И.В, выслушав объяснения истца Бадьминова С.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Бурвяшовой Р.А, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
установила:
Бадьминов С.А. обратился в суд с иском к администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация Троицкого СМО, администрация) о взыскании премии, компенсации морального вреда.
Заявленные требования мотивированы тем, что распоряжением главы администрации Троицкого СМО от 12 марта 2018 года Бадьминов С.А. был принят на должность ведущего специалиста - юриста с испытательным сроком 2 месяца.
Распоряжением временно исполняющего обязанности главы администрации Троицкого СМО от 19 апреля 2018 года "О премировании" за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и в связи с празднованием Дня местного самоуправления сотрудникам администрации, за исключением истца, была назначена и выплачена премия в размере одного минимального размера оплаты труда.
При этом данное распоряжение не было передано Бадьминову С.А, ведущему специалисту - юристу, для предварительной проверки, факт издания указанного документа был скрыт ответчиком от истца, чем дискриминировал его положение, как лица лишенного премии.
30 мая 2018 года Бадьминов С.А. обратился в администрацию Троицкого СМО с заявлением о предоставлении ему документа, послужившего основанием для лишения его премии. Однако данное заявление было оставлено без рассмотрения.
Вследствие неправомерных действий ответчика ему был причинен моральный вред.
Считая, что премия является обязательной выплатой и входит в систему оплаты труда, истец просил суд взыскать с администрации Троицкого СМО невыплаченную премию в размере 9489 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 3893 рубля.
В судебном заседании истец Бадьминов С.А. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Бурвяшова Р.А. иск не признала, сославшись на то, что Бадьминов С.А. не был включен в список лиц, подлежащих премированию, поскольку находился на испытательном сроке и не успел себя проявить; премированию подлежали сотрудники, проработавшие в администрации более года.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 27 июня 2018 года отказано в удовлетворении исковых требований Бадьминова С.А. к администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании премии, компенсации морального вреда.
В апелляционной жалобе истец Бадьминов С.А. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что премия, приуроченная к определенным событиям, выплачивается работодателем в любом случае независимо от производственных показателей; в противном случае это дискриминирует положение лиц лишенных премии.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Бурвяшова Р.А, считая решение суда законным и обоснованным, просила жалобу оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжением главы администрации Троицкого СМО от 12 марта 2018 года Бадьминов С.А. был принят на должность ведущего специалиста - юриста с испытательным сроком 2 месяца.
В тот же день между истцом и ответчиком заключен трудовой договор N 49.
В соответствии с распоряжением временно исполняющего обязанности главы администрации Троицкого СМО от 19 апреля 2018 года "О премировании" за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и в связи с празднованием Дня местного самоуправления сотрудникам администрации была назначена премия в размере одного минимального размера оплаты труда; составлен список сотрудников, подлежащих премированию.
Бадьминов С.А. в данном списке поименован не был.
Разрешая спор и отказывая Бадьминову С.А. в удовлетворении исковых требований о взыскании премии, компенсации морального вреда, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, заключенного между истцом и ответчиком трудового договора от 12 марта 2018 года и исходил из того, что выплата премии является правом, а не обязанностью работодателя.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия считает, что с данным выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям материального закона и основан на фактических обстоятельствах дела.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Из материалов дела следует, что в соответствии с разделом III трудового договора N 49 от 12 марта 2018 года помимо должностного оклада муниципальному служащему также могут быть выплачены другие выплаты, предусмотренные "Положением о нормативах формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих и работников, занимающих должности, не отнесенные к муниципальным должностям муниципальной службы администрации Троицкого СМО" (далее - Положение).
Таким образом, трудовым договором не предусмотрена и не гарантирована Бадьминову С.А. выплата в обязательном порядке какой-либо премии.
Премия по результатам работы в администрации Троицкого СМО является стимулирующей выплатой, порядок ее выплаты предусмотрен локальным нормативным актом администрации - Положением, согласно подпункту 3 пункта 1.1.3 которого порядок выплаты премии за особо важные и сложные задания определяется руководителем органа самоуправления (максимальный размер не ограничивается).
В Положении отсутствует норма о том, что премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.
Гарантированные выплаты установлены подпунктами 1.1.1 и 1.1.2 пункта 1.1, подпунктами 1 и 2 пункта 1.1.3 Положения, к которым отнесены, в том числе, должностной оклад, оклад за классный чин муниципального служащего, ежемесячная надбавка за выслугу лет, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.
Премия по результатам работы в составе гарантированных выплат не поименована.
Следовательно, премия относится к стимулирующим выплатам, не входит в состав обязательной части заработной платы, ее выплата производится в порядке, на условиях, которые предусмотрены в трудовом договоре и локальном нормативном акте работодателя, и является правом, а не обязанностью работодателя.
Кроме того в соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.
При таких данных, установив все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Бадьминова С.А.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и, по сути, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили надлежащую правовую оценку, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
В силу изложенного судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 27 июня 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи А.В. Андреева
О.Г. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.