Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Цакировой О.В,
судей
Гонеевой Б.П. и
Лиджиева С.В,
при секретаре Монгуш Ч.С-О.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Габунщиной Э.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июня 2018 г.
Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца Габунщина В.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Габунщина Э.Б. обратилась в суд с указанным иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия.
В обоснование требований указала, что с 01 декабря 2012 г. ей выплачивалась пенсия за выслугу лет в размере 28579 руб. 17 коп. на основании Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия". Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. указанный закон признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. С 27 июля 2016 г. выплата пенсии ей прекращена. Поскольку действующим законодательством Республики Калмыкия гарантированное Конституцией РФ дополнительное пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности, не предусмотрено, то она имеет право на получение невыплаченной пенсии за выслугу лет в соответствии с ранее действовавшим законом.
Учитывая изложенное, с учетом уточнения просила: взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 20 июня 2018 г. в размере 710 226 руб. 79 коп. за счет средств бюджета Республики Калмыкия; возложить на Министерство финансов Республики Калмыкия обязанность перечислить из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия 710 226 руб. 79 коп.
В судебном заседании истец Габунщина Э.Б. иск поддержала.
Представитель ответчика (Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия) Хулхачиева В.С. иск не признала.
Представитель ответчика (Министерство финансов Республики Калмыкия) в суд не явился, в возражениях на исковое заявление просил отказать в удовлетворении иска.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июня 2018 г. в удовлетворении иска Габунщиной Э.Б. отказано.
В апелляционной жалобе истец Габунщина Э.Б, считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что суд неправильно установилюридически значимые обстоятельства и нарушил нормы материального права. Полагает, что она имеет право на получение установленной ей пенсии в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З до 20 июня 2018 г, когда вступил в силу Закон Республики Калмыкия от 09 июня 2018 г. N 291-V-З. Отмена указанного закона ухудшила ее материальное положение.
В возражениях на апелляционную жалобу Хулхачиева В.С, представитель ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, просила оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 32 ГПК РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 21 постановления от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу ст. 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении иска Габунщиной Э.Б, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для взыскания невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет, исходя из размера пенсии, установленного Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З, не имеется.
С таким выводом суда следует согласиться.
В силу ч. 6 ст. 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, относит к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ (определения от 03 апреля 2007 г. N 332-О-П, от 15 января 2008 г. N 107-О-О и N 108-О-О, от 02 апреля 2009 г. N 473-О-О и др.), в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим, в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.
Во исполнение предоставленных полномочий Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" (далее - Закон Республики Калмыкия N 335-III-З), регулирующий правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Согласно ст. 4 Закона Республики Калмыкия N 335-III-З (в редакции Закона Республики Калмыкия от 26 декабря 2011 г. N 322-IV-З) пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия свыше трех лет и освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии по старости или по инвалидности и пенсии за выслугу лет составляла 75 процентов от их ежемесячного денежного вознаграждения.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда РФ от 27 июля 2016 г, Закон Республики Калмыкия N 335-III-З признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 г. N 207-V-З "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия" Закон Республики Калмыкия N 335-III-З признан утратившим силу.
Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 09 июня 2018 г. N 759-V принят Закон Республики Калмыкия N 291-V-З "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" (далее - Закон Республики Калмыкия N 291-V-З).
Как видно из ст.ст. 1-3 Закона Республики Калмыкия N 291-V-З, вступившего в законную силу 20 июня 2018 г, настоящий закон регулирует правоотношения по установлению ежемесячной компенсационной выплаты в размере двести рублей, лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 г.
Из материалов гражданского и пенсионных дел следует, что Габунщина Э.Б. замещала государственные должности Республики Калмыкия (министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Калмыкия, министр охраны окружающей среды Республики Калмыкия, министр экологии Республики Калмыкия) свыше трех лет - 06 лет 04 месяца 09 дней. Решением Министерства здравоохранения и социального развития от 26 ноября 2012 г. N 425 Габунщиной Э.Б. назначена пенсия за выслугу лет в размере 28579 руб. 17 коп. с 01 декабря 2012 г. С 27 июля 2016 г. выплата пенсии за выслугу лет прекращена.
Судом установлено, что Законом Республики Калмыкия N 291-V-З лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 г, установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 200 руб.
Сведения об отмене Закона Республики Калмыкия N 291-V-З либо признании его недействующим в материалах дела отсутствуют, сторонами не представлены.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца суммы пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 20 июня 2018 г. в размере 710 226 руб. 79 коп. на основании Закона Республики Калмыкия N 335-III-З.
Довод апелляционной жалобы о том, что Габунщина Э.Б. вправе получать ранее установленную пенсию в соответствии с Законом Республики Калмыкия. N 335-III-З до 20 июня 2018 г. является необоснованным ввиду неправильного толкования норм материального права.
Признанный утратившим силу Закон Республики Калмыкия N 335-III-З не подлежит применению с 27 июля 2016 г, то есть с момента вступления в силу решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г.
Кроме того, согласно ст. 6 Закона Республики Калмыкия N 291-V-З настоящий закон распространяется на правоотношения, возникшие с 27 июля 2016 г.
Довод жалобы об ухудшении материального положения в результате приостановления выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Республики Калмыкия N 335-III-З, является несостоятельным, поскольку сам по себе не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июня 2018 г. оставить без изменения.
Председательствующий О.В. Цакирова
Судьи: Б.П. Гонеева
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.