Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Станковой Е.А,
судей: Грымзиной Е.В, Гулян Р.Ф,
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олейниковой В.И. к муниципальному казенному учреждению "Служба по обеспечению реализации жилищной политики", администрации Волгограда о признании нанимателем квартиры, возложении обязанности заключить договор социального найма,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 6 июня 2018 года, которым постановлено:
иск Олейниковой В.И. к муниципальному казенному учреждению "Служба по обеспечению реализации жилищной политики", администрации Волгограда о признании нанимателем квартиры, возложении обязанности заключить договор социального найма - удовлетворить частично;
обязать муниципальное казенное учреждение "Служба по обеспечению реализации жилищной политики" заключить договор социального найма жилого помещения с Олейниковой В.И. на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", отказав Олейниковой В.И. в удовлетворении остальной части иска к муниципальному казенному учреждению "Служба по обеспечению реализации жилищной политики", администрации Волгограда о признании нанимателем квартиры.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В, объяснения представителя администрации Волгограда по доверенности Р.Е., поддержавшей доводы жалобы, Олейниковой В.И, возражавшей в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Олейникова В.И. обратилась в суд с иском к администрации Краснооктябрьского района Волгограда, МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" о признании нанимателем квартиры, возложении обязанности заключить договор социального найма.
В обоснование исковых требований указала, что на основании ордера на вселение, выданного в соответствии с решением Исполкома Совета депутатов трудящихся N 11 от 27 июня 1972 года, её супруг являлся нанимателем квартиры, расположенной по адресу: "адрес", которая была предоставлена ему в качестве служебной как участковому инспектору милиции. Истец в указанной квартире зарегистрирована и постоянно проживает с 4 апреля 1981 года, в том числе и после смерти в 2003 году её супруга. Полагает, что с ней должен быть заключен договор найма указанного жилого помещения, ввиду того, что она более 15 лет проживает в нем, несет расходы по содержанию, оплачивает коммунальные услуги.
Просила суд признать Олейникову В.И. нанимателем квартиры, расположенной по адресу: "адрес"; обязать МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" заключить с Олейниковой В.И. договор социального найма указанного жилого помещения.
Определением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 20 апреля 2018 года произведена замена ненадлежащих ответчиков администрации Краснооктябрьского района Волгограда, МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" на надлежащих ответчиков -администрацию Волгограда, МКУ "Служба по обеспечению реализации жилищной политики".
Краснооктябрьским районным судом г. Волгограда постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части удовлетворения исковых требований, просит его в указанной части отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы ответчика указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, квартира, расположенная по адресу: "адрес", находится в муниципальной собственности.
Спорное жилое помещение было предоставлено супругу истца О.В... на основании ордера от 30 июня 1972 года N "... " серии "... " выдан РОВД на занятие служебной квартиры для участкового инспектора.
Указанное обстоятельство никем из сторон не оспаривалось.
Истец зарегистрирована в указанном жилом помещении с 4 сентября 1981 года.
МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" отказано истцу в заключении отдельного договора социального найма жилого помещения по причине отсутствия решения о предоставлении жилого помещения.
Разрешая заявленные Олейниковой В.И. требования и удовлетворяя их в части возложения на МКУ "Служба по обеспечению реализации жилищной политики" обязанности заключить с истцом договор социального найма на спорное жилое помещение, суд первой инстанции указал, что истец была вселена в спорное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя, которому жилое помещение было предоставлено в связи со службой в органах внутренних дел, и который отработал в этих органах более 10 лет, в связи с чем не мог быть выселен без предоставления другого жилого помещения. Олейникова В.И. длительное время проживает в спорной квартире, вносит квартирную плату, оплачивает коммунальные услуги, квартира является для нее единственным жилым помещением в отношении которого она обладает правом самостоятельного пользования в соответствии с законодательством, спорное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду и может предоставляться гражданам по договору социального найма. Доказательств отнесения жилого помещения в установленном порядке после 2006 года к служебным, ответчик суду не представил.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 297 ГК РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорной квартиры супругу истца, служебные жилые помещения предоставляются гражданам для проживания по месту работы или в служебном здании в связи с характером их трудовых отношений, а определенным категориям работников - в соответствии с законодательством Союза ССР и постановлениями Совета министров РСФСР.
Жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру.
К пользованию служебными жилыми помещениями не применяются правила статей 296, 308 - 316, 320 - 322, 324, 325 и 328 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения), в частности, относятся служебные жилые помещения. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Исходя из анализа названных выше норм права признаком служебного жилого помещения (как до 1 марта 2005 года, так и после) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений ч. 2 ст. 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Спорное жилое помещение было предоставлено супругу истца на основании служебного ордера для временного проживания в период работы участковым инспектором милиции. Доказательств предоставления О.В... данной квартиры на условиях социального найма и наличия у него права на получение жилого помещения по такому основанию не представлено.
Более того, статья 296 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления Олейникову В.Я. спорного жилого помещения, предусматривала, что предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций. В домах государственных, кооперативных и общественных организаций предоставление жилых помещений производится по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза с последующим сообщением исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся о предоставлении жилых помещений для заселения. Пользование жилым помещением в домах местных Советов депутатов трудящихся и в домах государственных, кооперативных и общественных организаций оформляется договором найма жилого помещения с соответствующим управлением домом.
Аналогичные положения содержались и в ст. 56 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которой пользование жилым помещением в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения, заключаемым между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер. Договор найма жилого помещения в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, заключается нанимателем с собственником дома. Договор найма жилого помещения заключается, изменяется и расторгается на условиях и в порядке, определяемых законодательством Союза ССР и союзных республик.
При этом действовавшим на тот момент Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. N 591 "Об упорядочении распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье" предусматривалось ведение исполкомами учета граждан, нуждающихся в получении жилой площади, и предоставление жилых помещений в порядке очередности и только лицам, состоящим на учете, за исключением случаев необходимости неотложного расселения граждан (п. 1 Постановления).
Введенные впоследствии в Примерные правила учета граждан, нуждающихся в жилье, и распределения жилой площади (одобрены коллегией Минкоммунхоза РСФСР 6 февраля 1964 г. N 01-03-20) также предусматривали ведение учета граждан, нуждающихся в получении жилой площади в домах местных Советов, по месту их постоянного жительства в исполкомах местных Советов депутатов трудящихся или по месту работы на предприятиях, в учреждениях и организациях (п. 1 Правил). Граждане ставились на учет на основании их заявлений (п. 2 Правил), впоследствии они подлежали включению в списки лиц, которым намечается предоставить жилую площадь в текущем году с учетом времени принятия их на учет, степени их нуждаемости в жилье, общественно полезной деятельности, а также сроков или первоочередности (п. 12 Правил). Единым документом, дающим право на вселение в жилое помещение независимо от его ведомственной принадлежности, являлся ордер исполкома местного Совета депутатов трудящихся (п. 20 Правил).
Аналогичные положения о том, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, нуждающимся в жилом помещении, состоящим на учете в качестве таковых, по решению уполномоченного органа, были включены впоследствии и в Жилищный кодекс РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 г. (статьи 28 - 31, 33, 42, 43, 47).
Таким образом, по нормам ранее действовавшего законодательства, основанием предоставления гражданину жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований указанного законодательства решение уполномоченного органа.
Между тем, доказательств, что О.В... и члены его семьи состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и что указанное жилое помещение предоставлялось им как лицам, признанным в установленном законом порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, материалы дела не содержат.
В связи с изложенным, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на МКУ "Служба по обеспечению реализации жилищной политики" обязанности заключить с Олениковой В.И. договор социального найма жилого помещения, а потому решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 330Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от
6 июня 2018 года по гражданскому делу по иску Олейниковой В.И. к муниципальному казенному учреждению "Служба по обеспечению реализации жилищной политики", администрации Волгограда о признании нанимателем квартиры, возложении обязанности заключить договор социального найма, отменить в части возложения на муниципальное казенное учреждение "Служба по обеспечению реализации жилищной политики" обязанности заключить с Олейниковой В.И. договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Олейниковой В.И. о возложении обязанности заключить договор социального найма отказать.
В остальной части решение Краснооктябрьского районного суд г. Волгограда от 6 июня 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.