Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Ховалыга Ш.А,
судей Кандана А.А, Кочергиной Е.Ю,
при секретаре Монгуш А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Овюрского кожууна Республики Тыва в интересах Бюрбю С.Б. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна" Республики Тыва о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы по апелляционной жалобе представителя третьего лица Муниципального казенного учреждения Управление образованием администрации Овюрского кожууна Республики Тыва на решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 14 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора Овюрского кожууна Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах Бюрбю С.Б. к МБОУ "Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна" Республики Тыва (далее по тексту - МБОУ "Дус-Дагская СОШ") о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. В обоснование иска указано на то, что на основании заявления Бюрбю С.Б, работающей в МБОУ "Дус-Дагская СОШ" ** прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства. В результате проверки установлено, что работодателем Бюрбю С.Б, полностью отработавшей норму рабочего времени, начислена заработная плата за ноябрь-декабрь 2017 года, февраль-март 2018 года с нарушением действующего трудового законодательства, поскольку районный коэффициент и надбавка за работу районах Крайнего Севера включались работодателем в величину установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, то есть они не начислялись сверх установленного МРОТ. Сумма задолженности работодателя перед Бюрбю С.Б. за ноябрь-декабрь 2017 года, февраль-март 2018 года составила 25 830 руб. 20 коп, которые были не доначислены и не выплачены ей. Просил взыскать с ответчика в пользу Бюрбю С.Б. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за ноябрь-декабрь 2017 года, февраль-март 2018 года в размере 25 830 руб. 20 коп.
Решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 14 мая 2018 года иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, представитель третьего лица МКУ Управление образованием администрации Овюрского кожууна Республики Тыва подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Правоприменительная практика Верховного Суда РФ исходит из того, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда не может считаться нарушенным в тех случаях, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента и процентной надбавки составляет не менее МРОТа. Конституционный Суд РФ каких-либо суждений относительно ошибочности вышеуказанной правоприменительной практики не высказывал, что позволяет сделать вывод о ее обоснованности и правомерности. В связи с чем ответчиком трудовые права Бюрбю С.Б. не нарушены.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор просил решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ооржак С.А. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения прокурора, проверив материалы дела в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).
Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3,4,5).
Согласно названной статье Трудового кодекса РФ, тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 316 Трудового кодекса РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В силу ст. 317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2017 года установлен в сумме 7 800 руб. в месяц, с 01 января 2018 года - 9489 руб. в месяц.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года N 38-П разъяснено, что районный коэффициент должен начисляться сверх суммы минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации. Взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года N 945 "Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" территория Овюрского района Республики Тыва отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно п. "б" ст. 7 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1054 ВХ-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва", процентная надбавка к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается в размере 10 процентов за каждый год работы, но не свыше 50 процентов заработка.
На основании Постановления Правительства РФ от 18 июля 1994 года N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" в Овюрском районе применяется районный коэффициент 1,4.
Судом установлено, что Бюрбю С.Б. находится в трудовых отношениях с МБОУ "Дус-Дагская СОШ", что подтверждается копиями приказа о принятии на работу и трудовой книжки, из которых видно, что Бюрбю С.Б. принята в МБОУ "Дус-Дагская СОШ" на должность ** с ДД.ММ.ГГГГ. При этом согласно трудовой книжке, ее трудовой стаж для начисления процентной надбавки к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организации, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет более 5 лет, в связи с чем следует применять процентную надбавку 50 %.
Из расчетно-платежных ведомостей и табелей учета рабочего времени следует, что в ноябре-декабре 2017 года, феврале-марте 2018 года норма рабочего времени Бюрбю С.Б. отработана в полном объеме.
Из трудового договора N 167 от 18 октября 2017 года следует, что Бюрбю С.Б. установлена заработная плата в размере: ежемесячный оклад составляет 2 943 руб, по условиям трудового договора ей установлен районный коэффициент - 40 %, северная надбавка - 50 %, за работу во вредных условиях компенсационная выплата - 12 %.
С учетом размера минимального размера оплаты труда в РФ, сумма, подлежащая выплате Бюрбю С.Б. за отработанный месяц, должна была составлять с 01 июля 2017 года не менее 14 820 руб. (7 800 р. х 1,9), с 01 января 2018 года не менее 18 029 руб. 10 коп. (9 489 р. х 1,9).
Фактически Бюрбю С.Б. работодателем начислено: в ноябре 2017 года - 7940 руб, в декабре 2017 года - 10 176 руб, в феврале 2018 года - 10 876 руб, в марте 2018 года - 10 876 руб.
Судом установлено, что месячная заработная плата за названные периоды Бюрбю С.Б. начислялась в размере, который не соответствует требованиям действующего законодательства, следовательно, ей подлежит доначислению заработная плата за ноябрь-декабрь 2017 года, февраль-март 2018 года в размере 25 830 руб. 20 коп.: 6880+4644+7153,1.
Разрешая требования прокурора о взыскании недоначисленной Бюрбю С.Б. заработной платы и удовлетворяя их, суд, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, правильно исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
Расчет взысканной суммы подробно приведен в решении суда, является правильным и сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Указанные выводы суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в минимальный размер оплаты труда уже включены районный коэффициент и процентная надбавка, в связи с чем у суда не имелось оснований для их начисления на МРОТ, судебная коллегия находит несостоятельными, так как положения статей 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой ст. 133.1 Трудового кодекса РФ не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районного коэффициента и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическим условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года N 38-П, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда. При этом вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении решения, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено, то оснований для отмены решения суда не имеется.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При подаче апелляционной жалобы третьему лицу МКУ Управление образованием администрации Овюрского кожууна Республики Тыва до рассмотрения жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в связи с чем с учетом результатов рассмотрения жалобы и положений п.п. 3 и 9 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с данного лица в бюджет муниципального образования "Овюрский кожуун" Республики Тыва следует взыскать государственную пошлину в размере 3 000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 14 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного учреждения Управление образованием администрации Овюрского кожууна Республики Тыва в доход бюджета муниципального образования "Овюрский кожуун" Республики Тыва государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июля 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.