Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе председательствующего Тхагапсовой Е.А.,
судей Мамия М.Р, Мерзакановой Р.А,
при секретаре Джимовой Ю.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации МО "Город Майкоп" на решение Верховного суда Республики Адыгея от 19 апреля 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление ООО фирма "Три богатыря" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - склада-магазина готовой продукции с кадастровым номером N площадью N кв.м, инвентарный номер N, этажность 2, расположенный по адресу Россия "адрес" на 01 января 2016г. в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты"
Датой подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка считать 01.12.2017г.
Настоящее решение с момента вступления его в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений в части указания кадастровой стоимости объекта недвижимости - склада-магазина готовой продукции с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, инвентарный номер N этажность 2, расположенный по адресу "адрес"
Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
административный истец ООО "Три богатыря" обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости. Свои требования мотивировал тем, что Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - склад-магазин готовой продукции с кадастровым номером N, площадью N кв.м, инвентарный номер N, этажность 2, расположенный по адресу "адрес"
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 06.09.2016г. N 223 по состоянию на 01.01.2016г. кадастровая стоимость объекта недвижимости определена равной "данные изъяты" руб.
Согласно отчету N 706/2017 от 06.09.2017, изготовленному ИП Романенко Н.В, по заказу административного истца рыночная стоимость объекта недвижимости Общества определена в размере "данные изъяты" руб.
Не согласившись с кадастровой оценкой объекта недвижимости, утвержденной Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 06.09.2016 N 223, Общество обратилось в Комиссию Управления Росреестра по Республике Адыгея с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, решением которой от 07.11.2017 N 180 Обществу отказано.
В связи с тем, что кадастровая стоимость магазина-склада, установленная Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 06.09.2016г. N 223 напрямую затрагивает интересы Общества, поскольку это связано с уплатой налогов в большем размере, представитель административного истца просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в соответствии с Отчетом N 706/2017 от 06.09.2017г. в размере "данные изъяты" руб.
Представители административного ответчика Комитета РА по имущественным отношениям Ожев Р.А. и заинтересованного лица Администрации МО "Город Майкоп" Голубенко М.Д. просили в иске отказать.
Суд принял изложенное выше решение.
В своей апелляционной жалобе заинтересованное лицо Администрация МО "Город Майкоп" просит решение суда отменить, в иске отказать. Указывает на то, что единой датой начала применения на территории Республики Адыгея порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определена дата - 1 января 2017 года, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Адыгея от 03.11.2016 N 5 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Адыгея порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц". В тоже время, государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства) на территории Республики Адыгея утверждена Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 06.09.2016 N223. Данная оценка проведена специализированной организацией на основании государственного контракта в полном соответствии с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", а также федеральными стандартами оценки. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции доказательств несоответствия государственной кадастровой оценки установленным законом требованиям, административным истцом не представлено. Рыночная стоимость объекта недвижимости, установленная судом, более чем на 65 % ниже кадастровой.
При таких обстоятельствах, уменьшение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости ведет к уменьшению налога, поступающего в бюджет муниципального образования "Город Майкоп". По изложенным основаниям считает решение суда подлежащим отмене.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя администрации МО "Город Майкоп" Рубана С.А, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя административного истца Ванина И.В, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с абз. 2 ч.1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установлено судом первой инстанции, административному истцу - ООО фирма "Три богатыря" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - склад-магазин готовой продукции с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, инвентарный номер N, этажность 2, расположенный по адресу Россия, "адрес"
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 06.09.2016г. N 223 по состоянию на 01.01.2016г. кадастровая стоимость объекта определена равной "данные изъяты" руб.
Согласно проведенному по заказу административного истца ИП Романько Н.В. Отчету N 706/2017 от 06.09.2017г, рыночная стоимость объекта недвижимости Общества определена в размере "данные изъяты" руб.
Не согласившись с кадастровой оценкой объекта недвижимости, утвержденной Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным ношениям от 06.09.2016г. N 223 Общество обратилось в Комиссию Управления Росреестра по Республике Адыгея с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, решением которой от 07.11.2017г. N 180 Обществу отказано.
По ходатайству административного истца определением 21.12.2017г. судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости объекта движимости Общества, проведение которой поручено ООО "Аудиторско-консалтинговый центр".
Согласно заключению эксперта ООО "Аудиторско-консалтинговый центр" N Э-18/01-1 от 18.01.2018г. рыночная стоимость объекта движимости - склада-магазина готовой продукции с кадастровым метром N площадью N кв.м, инвентарный номер N этажность 2, расположенный по адресу "адрес" на 01.01.2016г. составляет "данные изъяты".
Не согласившись с заключением судебного эксперта вследствие его несоответствия требованиям законодательства, представитель заинтересованного лица Администрации МО "Город Майкоп" заявил ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы, в связи с чем, судом первой инстанции было вынесено определение о назначении повторной судебной экспертизы, проведение которой было поручено ИП Папко И.И.
Согласно выводам заключения повторной судебной экспертизы ИП Папко И.И. N 91/18 от 26.03.2018г, рыночная стоимость объекта недвижимости - склада-магазина готовой продукции с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, инвентарный номер N этажность 2, расположенный по адресу "адрес" на 01.01.2016г. составляет "данные изъяты" а Отчет N 706/2017 от 06.09.2017г. ИП Романько Н.В. судебным экспертом признан не соответствующим требованиям ФСО.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требованиях, свои выводы суд сделал на основании заключения повторной судебной экспертизы ИП Папко И.И. N 91/18 от 26.03.2018г, как соответствующей по своей форме и содержанию требованиям действующего законодательства. При этом суд учел, что указанная экспертиза была проведена по определению суда, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения,
Мотивы, по которым суд отверг Отчет N 706/2017 от 06.09.2017г. ИП Романько Н.В. о рыночной стоимости объекта недвижимости, изложены в решении суда, с указанием на допущенные оценщиком математические ошибки, нарушения требований п. п. 5, 9, 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 г. N 299, которые в совокупности повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах, признав Отчет от 06.09.2017 и заключение судебной экспертизы ООО "Аудиторско-консалтинговый центр" NЭ-18/01-1 от 18.01.2018, недопустимыми доказательствами, суд пришел к правомерному выводу о возможности определить кадастровую стоимость объекта недвижимости на основании заключения повторной судебной экспертизы, равной "данные изъяты" рублям.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица данных выводов суда не опровергают, и не содержат доказательств, свидетельствующих о необоснованности выводов судебного эксперта Папко И.И. в своем заключении.
При таких обстоятельствах, учитывая право административного истца на основании ст. 245 КАС РФ обращаться с заявлениями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, судебная коллегия по административным делам находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, - подлежащей отклонению. Сведений о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права при принятии решения, влекущих отмену решения суда, доводы апелляционной жалобы не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Адыгея от 19 апреля 2018 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации МО "Город Майкоп", без удовлетворения.
Председательствующий Е.А.Тхагапсова
Судьи М.Р.Мамий
Р.А. Мерзаканова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.