Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Труд" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу на решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 18 июля 2018 года по делу по жалобе Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Труд" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу на постановление государственного инспектора отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.Л.Н. от 18 мая 2018 года ***/юл, которым
Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Труд" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу,
юридический адрес: "адрес"-26, "адрес", ИНН 2222019704, ОГРН 1022201143271,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***/юл, составленному государственным инспектором отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.Л.Н, ДД.ММ.ГГ в 11-00 часов в ходе внеплановой выездной проверки выявлено невыполнение Федеральным государственным казенным учреждением комбинат "Труд" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу (далее - ФГКУ комбинат "Труд", Учреждение) в установленный срок до ДД.ММ.ГГ предписания должностных лиц Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГ ***А/36п-17, а именно:
1) не выполнен пункт N 1 предписания, в резервуарном парке опасного производственного объекта - площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, рег. N А63-00038-0002 для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу распространения пламени не предусмотрены средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с выдачей сигналов в систему противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ), чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 6.4.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года N 96;
2) не выполнен пункт N 2 предписания, отсутствуют расчетные значения относительных энергетических потенциалов по каждому технологическому блоку опасного производственного объекта - площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов рег. N А63-00038-0002, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 2.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года N 96;
3) не выполнен пункт N 3 предписания, отсутствует проектная документация с указанием мест расположения, времени срабатывания запорных и (или) отсекающих устройств для максимального снижения выбросов в окружающую среду горючих и взрывопожароопасных веществ при аварийной разгерметизации технологической системы, с учетом обеспечения условий безопасного отсечения потоков и исключения гидравлических ударов на опасном производственном объекте - площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов рег. N А63-00038-0002, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пунктов 2.1, 3.20.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года N 96;
4) не выполнен пункт N 4 предписания, отсутствует проектная документация на устройства систем вентиляции, в том числе аварийной, в помещении продуктовой насосной опасного производственного объекта ФГКУ комбината "Труд" - площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов рег. N А63-00038-0002, что является нарушением ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пунктов 8.1, 8.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года N 96; пункты 7.92, 7.144, 7.147, 7.148 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года N 232;
5) не выполнен пункт N 6 предписания, сливоналивные устройства АСН-100, применяемые на площадке автоналивной эстакады в составе опасного производственного объекта - площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов рег. N А63-00038-0002, не оборудованы устройствами, исключающими перелив цистерн, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 4.7.17 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года N 96;
6) не выполнен пункт N 7 предписания, сливоналивные устройства для верхнего налива нефтепродуктов железнодорожной эстакады опасного производственного объекта - площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов рег. N А63-00038-0002 не оборудованы устройствами, исключающими перелив цистерн, что является нарушением статья 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 4.7.17 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года N 96;
7) не выполнен пункт N 8 предписания, на сливоналивной эстакаде (ж/д, авт.) опасного объекта - площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов рег. N А63-00038-0002 не обеспечена возможность подключения системы слива-налива к установкам организационного сбора и утилизации парогазовой фазы при необходимости освобождения системы от этих продуктов, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 4.7.22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года N 96;
8) не выполнен пункт N 9 предписания, на сливоналивной эстакаде (ж/д, авт.) опасного объекта - площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов рег. N А63-00038-0002 для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу распространения пламени не предусмотрены средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин, и с выдачей сигналов в систему ПАЗ (при этом все случаи загазованности должны регистрироваться приборами с автоматической записью и документироваться), чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 6.4.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года N 96.
Бездействие ФГКУ комбината "Труд" квалифицировано по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с постановлением должностного лица, ФГКУ комбинат "Труд" обратилось в суд с жалобой об отмене постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что комбинат "Труд" введен в эксплуатацию в 1962 году, обустройство площадки нефтебазы по хранению и перевале нефтепродуктов вышеуказанными системами контроля не было предусмотрено проектом, капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение площадки нефтебазы не производились. За период существования комбината не допущено ни одной аварии в сфере промышленной безопасности. Руководство комбината предпринимает все зависящие от него меры к исполнению предписания путем заключения соответствующего государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции нефтерезервуарного парка.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 18 июля 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФГКУ комбинат "Труд" - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд (с учетом дополнительной жалобы), ФГКУ комбинат "Труд" просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, производство по делу прекратить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам жалобы, поданной в районный суд, дополнительно указав, что привлечение Учреждения к ответственности противоречит сложившейся судебной практике. Судьей не принят во внимание тот факт, что ФГКУ комбинат "Труд" имеет статус бюджетного учреждения, действующего в рамках выделенного финансирования, его деятельность носит специализированный характер, поскольку основной целью является хранение, обслуживание и выпуск запасов материальных ценностей государственного материального резерва. При оценке исполнимости предписания также следовало учесть сроки реконструкции технологических объектов, установленных проектной документацией. Вопреки выводу судьи, факт обжалования либо необжалования учреждением предписания не имеет правого значения при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности. Распространение на Учреждение действия Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных приказом Ростехнадззора от 11 марта 2013 года N 96, изложенных в новой редакции, необоснованно, поскольку на ФГКУ комбинат "Труд" отсутствует какое-либо производство. Органы Ростехнадзора не вправе осуществлять контроль за соблюдением Правил технической эксплуатации нефтебаз, поскольку такими полномочиями обладает только Министерство энергетики Российской Федерации. Вывод об отсутствии возможности предоставления отсрочки исполнения предписания на основании ходатайства, заявленного в суде, с мотивировкой о том, что такая отсрочка может быть предоставлена только органом Ростехнадзора, является необоснованным.
Кроме того, в данном случае имелись основания для применения положений части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав защитника Т.А.Г, проанализировав доводы жалобы, нахожу решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в том числе юридических лиц, за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГ *** проведена проверка в отношении ФГКУ комбината "Труд". Проверка проведена с целью контроля выполнения ранее выданного учреждению предписания Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГ ***А/36п-17 об устранении выявленных нарушений, срок для исполнения которых истек.
Согласно акту проверки ***А/10А-18 от ДД.ММ.ГГ, установлено, что требования вышеуказанного предписания не исполнены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и последующем вынесении уполномоченным должностным лицом постановления о привлечении ФГКУ комбината "Труд" к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Давая оценку законности вынесенного в отношении учреждения постановления должностного лица, судья районного суда исходил из того, что факт неисполнения ФГКУ комбинатом "Труд" вынесенного в его адрес предписания с достоверностью установлен собранными по делу доказательствами.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судьей не было принято во внимание следующее.
В силу части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В жалобе, поданной в районный суд, ФГКУ комбинат "Труд" ссылалось на отсутствие своей вины в том числе в связи с тем, что, являясь бюджетным учреждением, оно предпринимало все возможные меры к выполнению выданного ему предписания от ДД.ММ.ГГ ***А/36п-17.
Данному доводу судьей районного суда не была дана надлежащая оценка.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела судьей Алтайского краевого суда установлено, что 17 ноября 2017 года ФГКУ комбинат "Труд" направляло в Управление Росресзерва по Сибирскому Федеральному округу обращение, в котором со ссылкой на выданное Сибирским Управлением Ростехнадзора предписание ***А/36п от ДД.ММ.ГГ просило включить ФГКУ комбинат "Труд" в программу финансирования по реконструкции нефтерезервуарного парка на 2018 год.
Согласно ответу заместителя руководителя Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу Б.К.А. *** от ДД.ММ.ГГ, в 2018 году лимиты на реконструкцию нефтерезервуарного парка не будут выделены; ФГКУ комбинат "Труд" будет включен в программу ФАИП по реконструкции нефтерезервуарного парка на период с 2021 по 2031 годы.
При таких обстоятельствах, поскольку ФГКУ комбинатом "Труд", являющимся бюджетным учреждением, были приняты меры для получения бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения предписания об устранения выявленных нарушений, однако денежные средства на указанные цели не были выделены, ФГКУ комбинат "Труд" было лишено возможности исполнить выданное в его адрес предписание, что свидетельствует об отсутствии его вины в совершении вменяемого административного правонарушения, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении указанного учреждения подлежит прекращению на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 18 июля 2018 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Труд" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу прекратить на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.