СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Архаровой Л.В, Захваткина И.В,
при секретаре Сметаниной Е.Ф,
рассмотрела в судебном заседании 09 июля 2018 года дело по апелляционной жалобе МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" г. Емвы на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 21 марта 2018 года, по которому
исковые требования Гирушевой Г.Н. к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" г. Емвы о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда удовлетворены частично;
взыскана с МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" г. Емвы в пользу Гирушевой Г.Н. недоначисленная заработная плата (без учета 13 % НДФЛ) за период с сентября 2017г. по ноябрь 2017г. в размере 14 644 руб. 61 коп, компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.;
освобождена МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" г. Емвы от уплаты государственной пошлины в доход муниципального образования муниципального района "Княжпогостский".
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гирушева Г.Н. обратилась в суд с иском к МБОУ "СОШ N 1" г. Емвы о взыскании задолженности по заработной плате за сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года в сумме 18 040 руб. 33 коп, компенсации морального вреда в размере 1 000 руб.
В обоснование иска указала, что состоит в трудовых отношениях с МБОУ "СОШ N 1" г. Емвы. По условиям заключенного с ответчиком трудового договора ей установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада в сумме... руб, и предусмотрены выплаты компенсационного характера, в том числе районный коэффициент в размере 20 % к заработной плате и надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50 %. При этом заработная плата истца без учета районной надбавки и северного коэффициента составляет менее минимального размера оплаты труда, установленного в РФ, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец на уточненных требованиях настаивала.
Представитель ответчика в суд не явился.
Управление образования администрации МР "Княжпогостский", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" г. Емвы ставит вопрос об отмене решения суда, настаивая, что трудовые права истца при начислении и выплате заработной платы нарушены не были. Кроме того, указывает, что поскольку постановление Конституционного Суда РФ, на котором заявлены исковые требования принято 07.12.2017, оно подлежит применению с указанной даты, в связи с чем оснований для взыскания недоначисленной заработной платы за период с октября 2017 года по 06 декабря 2017 года у суда не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу Гирушева Г.Н. просит оставить решение суда без изменения.
Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гирушева Г.Н. осуществляет трудовую деятельность в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" г. Емвы в качестве вахтера на 1 ставку, в сентябре 2017 года работала вахтером по совместительству на 0,5 ставки.
По условиям трудового договора от 27.01.2014 истцу установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада в размере... руб, а также выплат компенсационного характера - районного коэффициента в размере 20% к заработной плате и надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50% к заработной плате.
Согласно расчетных листов Гирушевой Г.Н. за работу вахтером на 1,5 ставки в сентябре 2017 года за полностью отработанную норму рабочего времени и за 11 дней работы по совместительству начислена заработная плата в размере... руб, в октябре и ноябре 2017 года при месячной норме рабочего времени на 1 ставку начислено по... в месяц.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что минимальный размер оплаты труда в РФ в период с 01.07.2017 установлен в размере 7 800 руб, в связи с чем на территории МР "Княжпогостский" размер заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени с учетом северной надбавки и районного коэффициента за 1 ставку должен составлять не менее 13 260 руб. в месяц (7 800 * 1.7). Установив, что заработная плата Гирушевой Г.Н. за период с сентября 2017 года по ноябрь 2017 года начислена и выплачена в размере менее обозначенных сумм, суд нашел исковые требования подлежащими удовлетворению, и взыскал сумму недоплаты без учета удержания НДФЛ в размере 14 644 руб. 61 коп, из которой за сентябрь 2017 года за 1 ставку - 4 560 руб. (... ), за сентябрь 2017 года за 0.5 ставки - 964, 61 руб. (... ), за октябрь 2017 года - 4 560 руб. (... ), за ноябрь 2017 года - 4 560 руб. (... ).
Одновременно суд, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса РФ с учетом установленного факта нарушения трудовых прав истца со стороны работодателя на выплату в полном объеме заработной платы, взыскал с МБОУ "СОШ N 1" г. Емвы в пользу Гирушевой Г.Н. компенсацию морального вреда, определив ее размер с учетом требований разумности и справедливости в сумме 1 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с положениями части 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
В силу статьи 146 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Статья 148 Трудового кодекса РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01.10.2009 N 1160-О-О, от 17.12.2009 N 1557-О-О, от 25.02.2010 N 162-О-О и от 25.02.2013 N 327-О).
Такой подход использовался и в судебной практике. В решениях Верховного Суда РФ по конкретным делам неоднократно указывалось, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.06.2011 N 52-В11-1, от 29.07.2011 N 56-В11-10 и от 07.10.2011 N 3-В11-31).
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014), подчеркивалось, что правильной является практика тех судов, которые удовлетворяли требования работников о взыскании заработной платы с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок в тех случаях, когда работникам, работавшим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, работодателями устанавливалась заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, к которой начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях. Такая же позиция выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2013 года (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014).
Соответственно, каждому работнику в равной мере гарантируется как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, так и повышенная оплата в случае выполнения работы в особых климатических условиях, что согласуется с предусмотренной Конституцией РФ, ее статьей 37 (часть 3), гарантией вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также с закрепленным в ее статье 19 (части 1 и 2) общеправовым принципом юридического равенства, который, помимо прочего, обусловливает необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в объективно разном положении.
С учетом изложенного, при допущенном работодателем факте выплаты истцу заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ, с последующим начислением на него северной надбавки и районного коэффициента, у суда имелись все основания для удовлетворения иска.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что должностной оклад Гирушевой Г.Н. не мог быть установлен выше размеров, определенных в постановлении администрации МР "Княжпогостский" от 17.09.2014 N 779 "О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МР "Княжпогостский" и, с учетом начисления на должностной оклад северной надбавки и районного коэффициента он составлял не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Республике Коми, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, нарушений трудовых прав истца не допущено.
Вместе с этим в силу прямого предписания Конституции РФ (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным, нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Согласно статье 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части 1, 3 и 4).
По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.
Минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Данная правовая позиция приведена в постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П.
Региональным соглашением, заключенным 28.12.2016, с 01.01.2017 минимальная заработная плата в Республике Коми установлена по южной природно-климатической зоне Республики Коми в размере 8100 руб. в месяц, региональным соглашением от 28.12.2016 с 01.07.2017 минимальная заработная плата в Республике Коми установлена по южной природно-климатической зоне Республики Коми в размере 8700 руб. в месяц.
С учетом приведенных положений и разъяснений законодательства, и, принимая во внимание, что установленный на территории Республики Коми минимальный размер оплаты труда составляет менее сумм минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с учетом начисления на него северной надбавки и районного коэффициента, ссылки ответчика на соблюдение трудовых прав истца в связи с выплатой заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Республики Коми, основаны на неверном применении норм материального права.
Доводы жалобы о том, что в данном случае ответчик не вправе устанавливать истцу размер должностного оклада свыше размеров, установленных нормативным правовым актом органов местного самоуправления, на законность постановленного судом решения также не влияют. Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и северной надбавки, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, чего в данном случае судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для удовлетворения иска в части взыскания недоначисленной заработной платы за период с сентября 2017 года по ноябрь 2017 года, поскольку постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П, на которое ссылается истец в обоснование заявленных требований принято 07.12.2017, судебной коллегией отклоняются.
27.02.2018 Конституционным Судом РФ, по ходатайству Министерства труда и социальной защиты РФ об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П, принято определение N 252-О-Р, из которого следует, что Конституционный Суд РФ специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 07.12.2017 N 38-П, а потому в соответствии с частью 1 статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В то же время, если по состоянию на 07.12.2017 в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 N 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
Таким образом, постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П возлагает с 07.12.2017 обязанность по установлению (исчислению) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) без включения в него районного коэффициента и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В то же время, при установленных нарушениях прав работников за период до 07.12.2017 по выплате заработной платы без учета северной надбавки и районного коэффициента в размере менее минимального размера оплаты труда, граждане не лишены права обратиться в суд за защитой своих прав.
Позиция суда первой инстанции основывается на правильном применении и толковании норм федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере оплаты труда, и доводы апелляционной жалобы отмену судебного постановления также не влекут.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 21 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" г. Емвы - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.