Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Дубинина А.И.
судей Калединой Е.Г. и Осиповой И.Г.
при секретаре Кузьмичевой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 сентября 2018 года
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Алжеева Н.В.
на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 19 февраля 2018 года по исковому заявлению Алжеева Н.В. к ГУ МЧС России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г,
УСТАНОВИЛА:
Алжеев Н.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма со дня подачи рапорта.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с 2004г. по 2017г. служил в системе МЧС России. 25.04.2017г. обратился с рапортом в жилищную комиссию ГУ МЧС России по СК с просьбой о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Протоколом заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК от 21.06.2017г. N 5-17, принято решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для отказа указана формулировка "противоречивость информации". Считает решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК незаконным. Он 25.04.2017г. подал рапорт с приложением документов подтверждающих отсутствие жилых помещений, принадлежащих ему и членам его семьи на праве собственности. Согласно ответа из ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 26.04.2004г. N1, истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия с 15.06.2004г. В соответствии с приказом МЧС России от 30.01.2015г. N 37 "Об отдельных мероприятиях по реализации решения коллегии МЧС России от 16.01.2015 N1/1" осуществлена ликвидация федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (южный филиал) - органа, занимающегося жилищными вопросами всех сотрудников проходивших службу на территории Южного регионального центра МЧС России. В результате ликвидации, правопреемника ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" нет, в соответствии с приказом МЧС России от 27.04.2015 N 207 все учетные жилищные дела переданы в территориальные органы МЧС России, т.е. в главные управления МЧС России, подведомственные Южному региональному центру МЧС России.
Полагает, что направление запроса в Южный региональный центр МЧС России о подтверждении информации о постановке на жилищный учет до 1 марта 2005г, является неправомерной, поскольку Южный региональный центр МЧС России не является правопреемником ликвидированного ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России". Предложение жилищной комиссии о праве воспользоваться п. 24 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" является незаконным, так как он обращался в жилищную комиссию с вопросом о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а не как участник программы.
Просил суд признать решение заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 21.06.2017г. N 5-17 об отказе Алжееву Н.В. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным; обязать ГУ МЧС России по Ставропольскому краю поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма со дня подачи рапорта с 25.04.2017г, с учетом состава семьи 3 человека.
Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 19 февраля 2018 года в удовлетворении исковых требований Алжеева Н.В.- отказано.
В апелляционной жалобе истец Алжеев Н.В. просит решение суда отменить, указав, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, не применен закон подлежащий применению. Истец не согласен с решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК (протокол N5-17 от 21 июня 2017 года), которым отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Основание для отказа послужила формулировка "противоречивость информации", полученной по запросам. Данная формулировка не является основанием для отказа. При принятии решения о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилье 26.04.2004 г. не существовал не только ныне действующий ЖК РФ, но и приказ N5 от 12.01.2012 г, на который сослался суд.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ МЧС России по СК по доверенности Рулев П.И. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, выслушав истца Алжеева Н.В. и его представителя адвоката Жучкан И. Е, поддержавших доводы жалобы и просивших об отмене решения, представителя ответчика ГУ МЧС России по СК по доверенности Рулева П.И, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
ЖК РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и определен орган, осуществляющий принятие на учет.
Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм статей 49, 51 - 52 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Вместе с тем предоставление жилья на условиях договора социального найма сотрудникам ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" после 1 марта 2005 года законодательными актами не предусмотрено.
Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, согласно которому осуществление жилищного учета возложено на ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", утвержден Приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5.
Из пункта 13 Приказа МЧС России от 12 января 2012 N 5 (ред. от 5 июня 2015 года) "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" следует, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы сотрудником ФПС. При этом увольнение сотрудника ФПС со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.04.2017г. в ГУ МЧС России по Ставропольскому краю поступил рапорт дознавателя ОНД и ПР УНД и ПР МЧС России по Ставропольскому краю (по Андроповскому району) Алжеева Н.В. о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Алжеев Н.В. назначен на должность приказом ГУ МЧС России по Ставропольскому краю 77-НС 21. 10.2015 г.
В рапорте Алжеев Н.В. указал, что он признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в 2004г. по прежнему месту службы в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия.
При этом, документов, подтверждающих постановку на учет по прежнему месту службы он не представил.
Жилищной комиссией ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 22.05.2017г. решение вопроса Алжеева Н.В. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, отложено до получения ответов из ГУ МЧС России по Республике Калмыкия и Южный региональный центр МЧС России, что подтверждается выпиской из протокола комиссии N 4-17 от 22.05.2017 г.
Согласно сведениям Южного регионального центра МЧС России от 29.05.2017г. N 3696 12-17, документы Алжеева Н.В, подтверждающие постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2004г. в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия отсутствуют.
В сводном списке очередников на получение жилых помещений по состоянию на 1 января 2010г. в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 27.02.2008г. N2 Алжеев Н.В. состоит на учете как член семьи старшего лейтенанта Алжеевой Б.В. на основании ее рапорта от 25.04.2006г.
Согласно представленным сведениям ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 14.06.2017г. N 3234-6-1, Алжеев Н.В. 15.06.2004г. обратился с рапортом в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия о постановке в очередь на получения жилья.
Согласно выписки из протокола N 1 от 26.04.2004г. решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 26.04.2004г, Алжеев Н.В. поставлен на очередь сотрудников и работников МЧС РК.
Приказом МЧС России по СК N 27-НС от 30.05.2017г. в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе Алжеев Н.В. уволен с 31.05.2017г.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 21.06.2017г. N 5-17, Алжееву Н.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку Алжеев Н.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, а также противоречивости информации, полученной по запросам.
Письмом ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 10.10.2017г. N 5881-10-9 сообщено, что в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия назначена проверка по факту постановки на учет Алжеева Н.В. в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В связи с чем, выписку из протокола N 1 от 26.04.2004г, направленную письмом в адрес ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 14.06.2017г. ( о том, что Алжеев Н.В. поставлен на очередь сотрудников и работников МЧС РК), предложено считать недействительной.
Таким образом, исходя из указанных приведенных выше положений действующего законодательства, а также с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для постановки Алжеева Н.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не имелось. Истец мог быть обеспечен в период службы лишь служебным жильем.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 19 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Алжеева Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.