Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО15,
судей ФИО15 и ФИО15,
при секретаре судебного заседания ФИО15,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе открытого акционерного общества " "."" (далее - ОАО " "."") на решение "адрес" районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" гражданское дело по исковому заявлению врио заместителя руководителя ФИО15 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее - ФИО15 по РД) ФИО15 к ОАО " "."" о признании действий ОАО " "."" по предоставлению услуг водоснабжения населению г. Махачкалы и прилегающих поселков г. Махачкалы с нарушением требований санитарного законодательства, а также прав и законных интересов потребителей, противоправными и др.
Заслушав доклад судьи ФИО15, судебная коллегия
установила:
Врио заместителя руководителя ФИО15 по РД ФИО15 обратилась "дата" в "адрес" районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с исковым заявлением к ОАО " "."":
о признании действий ОАО " "."" по предоставлению услуг водоснабжения населению г. Махачкалы и прилегающих поселков г. Махачкалы с нарушением требований санитарного законодательства, а также прав и законных интересов потребителей, противоправными;
об обязании ОАО " "."" в течение одного календарного месяца с момента вступления решения суда в законную в силу:
- использовать для целей водоснабжения г. Махачкалы и прилегающих поселков водные объекты, имеющие в установленном порядке выданные санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения;
- обеспечить население г. Махачкалы и прилегающих к городу поселков: "адрес" водопроводной питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2. "дата"-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения";
- прекратить деятельность производственной лаборатории (включая микробиологическое и химическое отделения) до получения аттестата аккредитации в системе Росреестра Российской Федерации;
- обязать ОАО " "."" довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В обоснование искового заявления указано, что анализ результатов социально-гигиенического мониторинга за качеством водопроводной воды г. Махачкалы и прилегающих поселков за 5 месяцев 2017 года показал:
Проведение лабораторных исследований питьевой воды по г. Махачкала и прилегающим поселками на органолептические показатели (мутность) - 555, в т.ч. по г. Махачкала 241, по прилегающим поселкам - 314.
Превышения значения показателя мутность в воде, подаваемой населению нормативным требованиям (N -не более - 2,6 мг/л) отмечается: по г. Махачкале от 1,3 до 9,6 раз; "адрес" от 1,4 до 6,1 раз; "адрес" - от 14 до 142,6 раз; "адрес" - от 1,6 до 6,9 раз; "адрес" - от 1,6 до 3,2; "адрес" - от 2 до 6,6 раз; "адрес" - от 1,7 до 5 раз; "адрес" - от 1,3 до 4,5 раз; Н. Кяхулай от 1,3 до 3 раз; Н. Хушет - от 1,4 до 9 раз; "адрес" - от 1,5 до 2,9 раз; "адрес" - от 1,6 до 4,9 раз; "адрес" - от 1,6 до 4,8 раз; "адрес" - от 1,4 до 6,5 раз; микрорайон Ватан - от 1,5 до 5,5 раз.
Удельный вес проб водопроводной воды, не соответствующих гигиеническим требованиям по органолептическим показателям (мутность) в среднем составил по муниципальному образованию городское поселение "город Махачкала" - 66,6% (2016 год - 73,2%), в том числе по г. Махачкале - 62,2% ( 2016 год - 75,4% ), по прилегающим поселкам - 70,% (2016 год - 71,1%).
Результаты социально-гигиенического мониторинга подтверждаются и в ходе проведения административных расследований, проведенных по фактам не соответствующих проб требованиям СанПиН 2. "дата"-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Так, по результатам лабораторных исследований проведенных в рамках административного расследования "дата", в 6 пробах питьевой воды, отобранных в стационарных точках отбора распределительной сети "адрес" и "адрес" г. Махачкалы, выявлено превышение содержания мутности от 1,9 до 5,9 раз. Не соответствие установлено и по микробиологическим показателям в "адрес": ОКБ - 4,3, ТКБ от 2,6 (при норме - отсутствуют), в "адрес" - ОКБ - 4,0, ТКБ от 2,6 (при норме - отсутствуют).
"дата" установлено не соответствие гигиеническим требованиям водопроводной воды в "адрес", где мутность воды составлял от 74 до 360 ЕМФ при норме 2,6, т.е. превышала норматив в 138,5 раза. В пробах воды, отобранных в "адрес" от "дата" показатели мутности воды составили от 43,8 до 84,6 ЕМФ, при норме 2,6 ЕМФ.
По результатам лабораторных исследований от "дата" установлено, что в стационарных точках распределительной сети "адрес" г. Махачкалы: "Насосная станция", д/сад N, больница, школа N, "адрес" и в "адрес" мутность воды составляет от 387,0 до 419,0 ЕМФ (норма 2,6 ЕМФ), т.е. превышает гигиенический норматив в 161 раз.
Превышение показателей мутности отмечается и в пробах воды, отобранных "дата" в "адрес" от 5,8 до 6,5, при норме не более 2.6 ЕМФ.
В пробе водопроводной воды, отобранной "дата" в "адрес" (родник у мечети), превышают показатели общей жесткости воды - 12 при норме до 7 моль/куб.м, и по содержанию нитратов -116 при норме не более 45.
Вместе с тем содержание хлора менее 0,5 мг/л при норме 1,5 мг/л, что не соответствует требованиям СанПиН 2. "дата"-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Пробы водопроводной воды, отобранные от "дата" в п. Н. Хушет не соответствуют гигиеническим нормативным по микробиологическим показателям: ОКБ составляет от 4,6 до 8.3 (при норме - отсутствуют), ТКБ от 1,6 до 2,6 (при норме - отсутствуют). Показатели мутности от 2,7 до 4,0, при норме не более 2,6 ЕМФ.
Указанное свидетельствует о недостаточной степени очистки и дезинфекции водопроводной воды и представляет потенциальную эпидемическую опасность возникновения вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний.
Отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения г. Махачкалы и прилегающих поселков: на поверхностные водоисточники (Миатлинское водохранилище, Новохушетское водохранилище, оз. Ленинкент, "адрес", Вузовское озеро, водозаборы из Канала Октябрьской Революции (далее - КОР) ( "адрес"), подземные источники ( "адрес").
Отсутствуют проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения г. Махачкалы и прилегающих поселков (поверхностных водоисточников -Миатлинское водохранилище, Новохушетское водохранилище, оз. Ленинкент, "адрес", Вузовское озеро, водозаборы из КОР ( "адрес"), подземных источников ( "адрес").
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проектов зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в ЗСО, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель в градостроительной документации.
На территории г. Махачкалы и прилегающих поселков не обеспечивается реализация мероприятий в рамках Федерального закона N "О водоснабжении и водоотведении" в полном объеме.
Производственная лаборатория ОАО " "."" не аккредитована в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации на проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды г. Махачкалы и прилегающих поселков (радиологические, вирусологические, паразитологические, микробиологические, санитарно-химические исследования).
Отклонение состава и свойств воды санитарным нормам и правилам не допускается.
Не обеспечивается водоподготовка и эффективное обеззараживание водопроводной воды в поселках: "адрес"
В соответствии с п.п. 1.1 и 3.1 устава ОАО " "."", целью деятельности общества является надежное бесперебойное снабжение водой и водоотведение у потребителей городского округа г. Махачкала.
Таким образом, указанные факты свидетельствуют о нарушении ОАО " "."" законных интересов неопределенного круга потребителей, так как водоснабжение жителей г. Махачкала и прилегающих поселков осуществляется с грубейшими нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
Заочным решением "адрес" районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Исковые требования ФИО15 по РД к ОАО " "."" удовлетворить.
Признать действий ОАО " "."" по предоставлению услуг водоснабжения населению г.Махачкалы и прилегающих поселков г.Махачкалы с нарушением требований санитарного законодательства, а также прав и законных интересов потребителей, противоправными.
Обязать ОАО " "."" в течении двух календарных месяцев с момента вступления решения суда в законную в силу: обязать получить санитарно-эпидимиологическое заключение на источники водоснабжения г. Махачкалы и прилегающих поселений и на проекты организации их зон санитарной охраны; обеспечить население г. Махачкалы и прилегающих к городу поселков: Ленинкент, Сулак, Шамхал, Красноармейск, Шамхал-Термен, Богатыревка, Семендер. Загородный, Н. Хушет, Талги, Кяхулай, Альбурикент, Тарки водопроводной питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2. "дата"-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Приостановить деятельность производственной лаборатории
(включая микробиологическое и химическое отделения) до получения аттестата аккредитации в системе Росреестра РФ;
Обязать ОАО " "."" довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда".
"дата" в "адрес" районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан поступило заявление ФИО15 ответчика ОАО " "."" по доверенности - ФИО15 об отмене заочного решения "адрес" районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата".
Определением "адрес" районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Заявление ФИО15 ОАО " "."" по доверенности ФИО15 об отмене заочного решения "адрес" районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата", удовлетворить.
Отменить заочное решение "адрес" районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" по гражданскому делу N".
Решением "адрес" районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Исковые требования ФИО15 по РД к ОАО " "."" удовлетворить.
Признать действий ОАО " "."" по предоставлению услуг водоснабжения населению г.Махачкалы и прилегающих поселков г.Махачкалы с нарушением требований санитарного законодательства, а также прав и законных интересов потребителей, противоправными.
Обязать ОАО " "."" в течении одного календарного месяцев с момента вступления решения суда в законную в силу: использовать для целей водоснабжения г. Махачкалы и прилегающих поселков водные объекты имеющие в установленном порядке выданные санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения; обеспечить население г. Махачкалы и прилегающих к городу поселков: "адрес" водопроводной питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2. "дата"-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Прекратить деятельность производственной лаборатории (включая микробиологическое и химическое отделения) до получения аттестата аккредитации в системе Росреестра РФ;
Обязать ОАО " "."" довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда".
Не согласившись с данным решением суда, ФИО15 ответчика ОАО " "."" по доверенности - ФИО15 "дата" подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО15 по РД в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ФИО15 ответчика ОАО " "."" по доверенности - ФИО15 указано, что в исковом заявлении органы ФИО15 указывают о несоответствии качества воды, подаваемой ОАО " "."" в г. Махачкале и в населенных пунктах, входящих в муниципальное образование "город Махачкала". В качестве доказательств истец ссылается на протоколы лабораторных исследований и на результаты социально-гигиенического мониторинга.
Граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Таким образом, поставщик услуг не может нести ответственность за качество поставляемой услуги внутри зоны балансовой принадлежности инженерных сетей абонента.
Органы ФИО15 по РД пробы отбирали, не определив балансовую принадлежность и эксплуатационную ответственность между абонентом и ОАО " "."", как поставщиком услуги водоснабжения.
В исковом заявлении органы Росптребнадзора по РД ссылаются на результаты исследований, проведенных в рамках административного расследования от "дата". Результатом расследования должно явиться постановление или решения суда, вступившее в законную силу о назначения наказания в отношении ОАО " "."".
Однако, органами ФИО15 постановление или решения о назначение наказания общества не представлено.
В частности в представленном протоколе о взятии проб воды на лабораторно-инструментальные исследования от "дата" указано 6 точек отбора проб, из которых 3 точки в "адрес", а также 3 точки в "адрес". Понятые в данном протоколе указаны 5 человек. Свидетель ФИО15 (машинист), в присутствии которого отбирались пробы, не предупрежден за дачу ложных показаний согласно.
Протокол отбора проб и образцов является обеспечительной мерой по производству административного дела.
Данная форма составления протокола сотрудником ФИО15 нарушает процессуальный порядок фиксации доказательств по делу. При отборе проб и образцов необходимо было по каждой точке составлять отдельный протокол в соответствии с привлечением не менее двух понятых.
Далее, при отборе проб "дата" в "адрес" не были составлены акты отбора проб, где должны быть отображены нумерация проб и маркировка отобранных образцов проб и.т.д, в нарушении ГОСТ 31861-2012.
Протокол отбора исследования проб от "дата" ( "адрес") указывает о несоответствии качества воды нормам СанПиН.
Однако, протоколы исследований проб воды N, N, N, N, N от "дата" аккредитованной лабораторией ООО "Суперлаб" на основании договора N от "дата", полученные в рамках производственного контроля ОАО " "."" указывают на соответствии качества проб нормам СанПиН.
Более того, постановление о назначении наказания ФИО15 по РД от "дата" в рамках административного расследования по аналогичному административному делу по данным основаниям и по данным адресам в "адрес" и "адрес" о назначении наказания ОАО " "."", было отменено "дата" решением "адрес" районного суда г. Махачкалы, за допущенные грубые нарушения процессуальных и материальных норм.
Акты взятий проб на лабораторные исследования от "дата" ( "адрес", насосная станция), от "дата" ( "адрес", шк. N), от "дата" ( "адрес", насосная станция), от "дата" ( "адрес", жил. дом "адрес") имеют грубые недостатки.
При взятии не были кодированы и промаркированы образцы проб.
Данные нарушения указывают на то, что нет гарантии аутентичности подвергнутых лабораторному исследованию образцов проб с изъятыми образцами проб.
Более того, во всех данных отбора проб указан один и тот же понятой - ФИО15, "адрес".
Представленные в материалах дела протоколы лабораторных исследований N от "дата", экспертное заключение N от "дата" по данному протоколу, а также протокол исследований N от "дата", экспертное заключение N от "дата", не могут быть допустимыми доказательствами по делу, так как получены грубыми нарушениями процессуальных и нормативных норм.
Отборы проб для исследования были взяты в "адрес" "дата", однако, результаты проб были получены только "дата", что противоречит п. 3.7 ГОСТ 31861-2012 (31942-2012) согласно которому определены сроки проведении исследовании.
В взятых пробах воды результаты органолептических показателей (мутность) получены в течении 4 суток, вместо 24 часов.
В материалах дела органами ФИО15 представлены копии протоколов исследований проб воды лабораторией ОАО " "."" с "дата" по "дата", а также копии протоколов исследований проб воды лабораторией ОАО " "."" с "дата" по "дата" о несоответствии воды нормам СанПиН по органолептическим показателям.
Данные протоколы не могут иметь юридической силы, так как при проведении испытании продукции в рамках судебного разбирательства или для любого другого государственного органа, заключение, имеющее юридическую силу, считается, выданное испытательной лабораторией (центром) аккредитованной в Росаккредитации.
Более того, решением суда "адрес" г. Махачкалы "дата" было прекращено производство по делу об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава правонарушения в действиях ОАО " "."".
Далее, по "адрес" не представлены доказательства о несоответствии воды норам СанПиН, кроме ссылки в исковом заявлении о несоответствии проб.
Более того, по качеству воды в "адрес" было проведено органами ФИО15 по РД административная проверка по ст.6.5 КоАП РФ. В результате данной проверки был назначен штраф в отношении ОАО " "."". Решением суда "адрес" г. Махачкалы от "дата" производство данному факту было прекращено ввиду отсутствия в действиях общества состава правонарушения.
Далее, по другим населенным пунктам: "адрес", п. Н. Кяхулай, п. Н. Хушет, "адрес", микрорайон "Ватан", органами ФИО15 не представлены в материалах дела доказательства о несоответствии
Таким образом, ФИО15 по РД не предоставлены объективные доказательства вины общества об осуществлении водоснабжения в г. Махачкале и прилегающих поселках несоответствующим нормам СанПиН.
В материалах дела представлены доказательства, которые не могут быть допустимыми, так как получены с грубыми процессуальными и нормативными нарушениями.
В судебном заседании в Верховном Суде Республики Дагестан ФИО15 ОАО " "."" ФИО15 поддержал апелляционную жалобу и просил удовлетворить её по основаниям, изложенным в жалобе.
ФИО15 по РД ФИО15 просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Удовлетворяя исковые требования ФИО15 по РД, суд исходил из того, что действия ответчика ОАО " "."", выразившиеся в предоставлении услуг водоснабжения населению г. Махачкалы и прилегающих поселков г. Махачкалы с нарушением прав и законных интересов потребителей, противоправны.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда ввиду следующего.
Согласно п. 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 1 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Согласно части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит из Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (санитарные правила), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3, часть 1 статьи 39 поименованного закона).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от "дата" N 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Положением абз. 2 ст. 11 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Положениями ст. ст. 4, 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрено, что потребитель имеет право на предоставление ему услуги безопасной для жизни и здоровья, а также соответствующей обязательным требованиям, установленным законом.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "дата" N 24 утверждены СанПиН 2. "дата"-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2. "дата"-01).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения) (пункт 1.1 СанПиН 2. "дата"-01).
Пунктом 3.5 СанПиН 2. "дата"-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Согласно таблице 4 показатель мутности воды по нормативу не может составлять более 1,5 мг/дм 3.
Пунктом 3.4 СанПиН 2. "дата"-01 установлено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (п. 3.1).
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2).
Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1 (п. 3.3).
При исследовании микробиологических показателей качества питьевой воды в каждой пробе проводится определение термотолерантных колиформных бактерий, общих колиформных бактерий, общего микробного числа и колифагов (п. 3.3.1).
В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль (п. 4.1).
Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды (п. 4.7).
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям (п. 4.8).
Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды определен разделом 2 приложения 1 к СанПиН 2. "дата"-01. 2.1.4.
Так, в соответствии с уставом ОАО " "."", предметом деятельности ОАО " "."" является надежное бесперебойное снабжение водой и водоотведение у потребителей городского округа г. Махачкала.
Положениями Федерального закона от "дата" N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности (п. 1 ст. 12).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п. 2 ст. 12).
Одним из существенных условий договора водоснабжения является ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения (пп. 10 п. 5 ст. 13).
Как установлено судом и следует из протоколов лабораторных исследований N от "дата", N от "дата", N от "дата", N от "дата", (л. д. 24 - 25, 20 - 21, 30, 28), мутность воды превышает нормативы в несколько раз.
Так, в соответствии с экспертным заключением N от "дата" (л. д. 18 - 19) мутность воды свидетельствует о ее загрязнении органическими и неорганическими веществами, которые могут быть вредными для здоровья человека или образовывать вредные вещества во время реагентной обработки воды (например хлорирование). Мутность воды является показателем эффективности осветления воды на очистных сооружениях.
Содержание в воде общих колиформных бактерий (далее - ОКБ), термотолерантных колиформных бактерий (далее - ТКБ) может явиться причиной инфекционного заболевания, вызываемого диареегенными кишечными палочками, характеризующиеся преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта с развитием интоксикации и диареиного синдрома, реже - генерализацией патологического процесса.
В соответствии с экспертными заключениями N от "дата" (л. д. 22 - 23), N от "дата" (л. д. 29), N от "дата" (л. д. 26 - 27) мутность воды свидетельствует о ее загрязнении органическими и неорганическими веществами, которые могут быть вредными для здоровья человека или образовывать вредные вещества во время реагентной обработки воды (например хлорирование). Мутность воды является показателем эффективности осветления воды на очистных сооружениях.
Как следует из постановлений "адрес" районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" и "дата" (л. д. 150 - 160 и 161 - 165) ОАО " "."" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначены штрафы в размере 20 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от "дата" (л. д. 169 - 170) постановление "адрес" районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" (л. д. 161 - 165) оставлено в силе.
На основании изложенного, суд пришёл к правильному выводу о грубом нарушении ответчиком ОАО " "."" законных интересов неопределенного круга потребителей, так как водоснабжение потребителей городского округа осуществляется с недопустимыми нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
В свою очередь, доводы стороны ответчика ОАО " "."" о том, что при взятии проб не было ФИО15 ОАО " "."" и процедура взятие проб не соблюдена, судом правильно признаны несостоятельными.
Из материалов дела следует, что генеральным директором ОАО " "."" ФИО15 утверждена, согласованная с руководителем ФИО15 по РД ФИО15, программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды г. Махачкалы на 2017 - 2021 годы (л. д. 33 - 38).
Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006г. N "Утверждено Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга", для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется государственный социально- гигиенический мониторинг,
Для наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека, постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" утверждено Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга, во исполнении которого ФИО15 по РД осуществляется наблюдение за водоснабжением в г. Махачкала.
В свою очередь, сотрудники ФИО15 по РД проходят по точкам, указанным в программе производственного контроля качества и безопасности питьевой воды г. Махачкалы на 2017 - 2021 годы (л. д. 33 - 38) взятия проб питьевой воды, подаваемой ОАО " "."".
Так, согласно протоколу о взятии проб на лабораторно-инструментальные исследования от "дата" (л. д. 31 - 32), при взятии проб воды присутствовали начальник отдела защиты прав потребителей ФИО15 по РД ФИО15, машинист насосной станции ФИО15, понятые ФИО15, ФИО15, ФИО15, ФИО15 и ФИО15
Также из протоколов исследования питьевой воды ОАО " "."" (л. д. 40 - 42) усматривается, что мутность воды превышает нормативы в несколько раз.
Согласно "Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Санитарно-микробиологический анализ питьевой воды. Методические указания. МУК "дата"-01. 4.2", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации "дата", ОКБ - грамотрицательные, оксидазоотрицательные, не образующие спор палочки, способные расти на дифференциальных лактозных средах, ферментирующие лактозу до кислоты, альдегида и газа при температуре 37 +/- 1 °С в течение 24 - 48 часов. Пробирки с посевами для подтверждения наличия ОКБ после просмотра через 24 часов и получения отрицательного результата оставляют для окончательного учета до 48 часов.
В силу части 3 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (п. 4).
Таким образом, в целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "дата" N "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2. "дата"-02", введены в действие СанПиН 2. "дата"-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2. "дата"-02).
Соблюдение требований СанПиН 2. "дата"-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2. "дата"-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
В силу п. 1.4 СанПиН 2. "дата"-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.13 СанПиН 2. "дата"-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
СанПиН 2. "дата"-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (4. 2).
Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды (п. 4.7).
Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды, определен разделом 2 приложения 1 к указанному СанПиН 2. "дата"-01. 2.1.4
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что санитарно-эпидемиологическое заключение на водоисточнике г. Махачкала и прилегающих поселков: на поверхностные водоисточники (Миатлинское водохранилище, Новохушетское водохранилище, оз. Ленинкент, "адрес", Вузовское озеро, водозаборы из КОР ( "адрес"), подземные источники ( "адрес")), проекты организации зон санитарной охраны вокруг водоисточников отсутствуют.
Также судом установлено, что производственная лаборатория ОАО " "."" не аккредитована в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации на проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды г. Махачкалы и прилегающих поселков.
С учётом изложенного, суд пришёл к правильному выводу о том, что действия ОАО " "."", выразившиеся в предоставлении услуг водоснабжения населению г. Махачкалы и прилегающих поселков г. Махачкалы с нарушением прав и законных интересов потребителей, являются противоправными.
Статьей 46 Закона Российской Федерации от "дата" N "О защите прав потребителей" предусмотрено, что орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей (абз. 1).
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда (абз. 2).
С учётом указанных положений судом правильно возложена обязанность на ОАО " "."" довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение "адрес" районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества " "."" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.