Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.,
судей Дегтеревой О.В, Мызниковой Н.В,
при секретаре Утешеве С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В, гражданское дело по апелляционной жалобе МВД России на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01 марта 2018 года, которым постановлено:
Признать право Остапчука А.С. на получение удостоверения "получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом".
Обязать МВД России оформить или выдать Остапчуку А.С. удостоверение "получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом",
УСТАНОВИЛА:
Остапчук А.С. обратился в суд с иском к МВД России, в котором просил признать за ним право на получение удостоверения " получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом" и обязать ответчика выдать ему соответствующее удостоверение, установленного образца, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что при прохождении службы в УВД Житомирского облисполкома принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г..; согласно решению Российского межведомственного экспертного совета (далее-МЭС) N от 05.07.2007 г..заболевание истца связано с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС; при освидетельствовании в филиале N 72 ФГУ ГБ МСЭ по Москве с 07.04.2017 г..ему установлена третья группа инвалидности с указанием причины "заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС"; при переосвидетельствовании в филиале N 72 ФГУ ГБ МСЭ по Москве 17.08.2017 г..ему установлена вторая группа инвалидности с формулировкой "заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС"; на момент увольнения со службы при прохождении обязательного медицинского освидетельствования ВВК ФКУЗ "МСЧ России по Московской области" установила- заболевание Остапчука А.С.: *** - "военная травма".
Иные заболевания- "получены в период военной службы", не годен к службе в органах внутренних дел; на основании вышеуказанных документов Остапчук А.С. обратился в ЦПО ГУ МВД России по Московской области с заявлением о замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на удостоверение "получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом", в чем истцу письмом ГУ МВД России по Московской области от 12.09.2017 г..было отказано по причине наличия двух действующих заключений уполномоченных органов- ФКУЗ "МСЧ России по Московской области" и МЭС, содержащих различные формулировки о причинах заболеваний, что истец полагает неправомерным.
Истец и его представитель в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал; представитель третьего лица- ГУ МВД России по Московской области в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Суд постановилуказанное решение, об отмене которого просит ответчик МВД России по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика- МВД России на заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени заседания извещен, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщил, в связи с чем дело по апелляционной жалобе рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав истца Остапчука А.С. и его представителя-Смирнову Т.А, представителя третьего лица- ГУ МВД России по Московской области- Дурнова А.О, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Из материалов дела следует, что Остапчук А.С. с 29.04.1986 г. по 04.05.1986 г. выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне, что подтверждается послужным списком (л.д.13-14); согласно карточке доз облучения истец получил дозу радиоактивного облучения 25,3 рентген (л.д.11).
Судом установлено, что 20.04.2004 г. МЧС России Остапчуку А.С. выдано удостоверение участника последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. (л.д.12).
Решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов N *** от 05.07.2007 г. установлено, что заболевание Остапчука А.С. связано с воздействием радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.9).
После увольнения из органов внутренних дел (30.11.2016 г.) Остапчук А.С. 27.02.2017 г. освидетельствован ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Московской области", по результатам обследования диагностированы заболевания с формулировкой: "военная травма" и "заболевание получено в период военной службы" (л.д.10).
07.04.2017 г. Остапчук А.С. освидетельствован в Бюро МСЭ N 72 ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве", ему установлена 3 группа инвалидности, бессрочно, с указанием причины инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (л.д.15).
При повторном освидетельствовании 17.08.2017 г. в Бюро МСЭ N 72 ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Остапчуку А.С. установлена 2 группа инвалидности бессрочно с указанием причины инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
По результатам рассмотрения обращения истца в ЦПО ГУ МВД России по Московской области, последнему отказано в замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобульской АЭС и выдачи удостоверения, как лицу, получившему заболевание, связанное с радиационным воздействием, ставшим инвалидом.
Заключением N *** от 04.12.2017 г. ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Московской области" отменено заключение о причинной связи ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Московской области" N *** от 27.02.2017 г. и диагностированы заболевания с формулировкой: заболевание получено в период военной службы.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Остапчука А.С. о признании права на получение удостоверения получившего заболевание, связанного с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 г. N 289 "Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов" пришел к выводу о том, что наличие заключения ВВК об иной причине заболевания Остапчука А.С. о незаконности решения МЭС не свидетельствует.
Судебная коллегия считает такой вывод законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
К гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона, отнесены, в том числе, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Как следует из содержания ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Поскольку решением межведомственного экспертного совета установлено, что причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности является воздействие на организм радиационных факторов, суд принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований Остапчука А.С. в вышеприведенной части.
Отсутствие в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 г. N 592 Перечне заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, того или иного заболевания не лишает гражданина возможности установить причинную связь имеющегося у него заболевания с выполнявшимися им работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС путем прохождения освидетельствования в межведомственных экспертных советах или иных уполномоченных органах ( Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 г. N 20-О).
Совместным Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006 г. утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Оформление и выдача удостоверения производится федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная (приравненная к ней) служба (далее - уполномоченный орган), - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней) службу в этих федеральных органах исполнительной власти, находящихся в их ведении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получающим пенсионное обеспечение в этих органах, и членам их семьи (п. 3).
Уполномоченный орган принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (п. 7).
В соответствии с п. 8 Порядка, решение об отказе в выдаче удостоверения не может быть принято, если заявителем соблюдены условия, указанные в пунктах 4, а именно с заявлением для оформления и получения удостоверения представляются: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
Распоряжением Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области от 21.06.2017 г. Остапчуку А.С. были возвращены документы, в связи с тем, что Межведомственный экспертный совет в решении не указал код заболевания; письмом ГУ МВД России по Московской области от 12.09.2017 г. истцу в удовлетворении заявления было отказано по причине наличия двух действующих заключений уполномоченных органов ВВК ФКУЗ "МСЧ России по Московской области и МЭС, содержащих различные формулировки о причинах заболеваний.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об обязании МВД России, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, оформить и выдать Остапчуку А.С. в установленном Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006 г. Порядке и по форме в Приложении N 1 удостоверение.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено. Доводы апелляционной жалобы МВД России не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого суда г. Москвы от 01 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.