Московский городской суд в составе председательствующего судьи Грицких Е.А.
с участием прокурора Слободина С.А.
при секретаре Тощакове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2785/2018 по административному исковому заявлению наименование организации об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Нормативный правовой акт размещен 29 ноября 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" за N 69 от 14 декабря 2017 г.
В результате внесенных изменений Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года, т.е. Правительством Москвы утвержден Перечень тех объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень на 2018 год).
Пунктом 12943 названного Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:04: телефон:1153, общей площадью 1943 кв. метров, расположенное по адресу: адрес.
наименование организации, являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня на 2018 год. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в спорном здании расположен Пятнадцатый ремонтно-эксплуатационный район УКС ЮВО, а также иные службы МКС, обеспечивающие передачу электроэнергии. Административный истец является сетевой организацией, основным видом деятельности которого является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии, в том числе на территории города Москвы, а спорное здание составляет инфраструктуру энергетического предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса, входит в его состав.
Представитель административного истца по доверенности фио в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы по доверенности фио против удовлетворения исковых требований возражала по доводам письменных возражений.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления. Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу абз. 4 п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту РФ предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со
ст. 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
При этом под фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (абзац третий подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Административный истец является собственником здания с кадастровым номером 77:04: телефон:1153, общей площадью 1943 кв. метров, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.06.2017 (л.д. 8).
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что здание административного истца включено в оспариваемый перечень на основании ст.378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" по критерию фактического использования здания для делового, административного или коммерческого назначения на основании акта обследования N 9040078/ОФИ от 24.05.2016, составленного Госинспекцией по недвижимости, согласно которому 100 % общей площади здания фактически используется для размещения офисов (л.д.133-153). Из акта следует, что обследование произведено без доступа в помещения здания.
Пунктом 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее Порядок), предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В соответствии с п. 4.4 Регламента определения вида фактического использования зданий (строений и сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного Приказом Госинспекции от 20.05.2014 N 81 и п. 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП. в случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание.
Указанный выше акт обследования N 9040078/ОФИ от 24.05.2016, составленный Госинспекцией по недвижимости, не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства фактического использования 100 процентов площади помещений спорного здания в качестве офисов, поскольку в нарушение пункта 3.6 Порядка в акте отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое использование здания, не указаны какие-либо выявленные признаки размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, приложенные фотографии фасада здания не подтверждают фактическое использование более 20% помещений в здании для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом обстоятельства, подтверждающие препятствование доступу сотрудников Госинспекции в здание, не приведены, в акте отсутствуют доказательства, подтверждающие обращение инспекторов за соответствующими разрешениями для обследования здания либо отказ в их выдаче.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213). Однако административным ответчиком не приведено иных доказательств законности включения спорного здания в Перечень.
Между тем, административным истцом представлены доказательства, опровергающие утверждения административного ответчика о фактическом использовании спорного здания в качестве офисного центра.
Так, в ходе рассмотрения дела было установлено, что основным видом деятельности наименование организации является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии. Общество обеспечивает бесперебойное электроснабжение города Москвы и частично Московской области.
В соответствии с техническим паспортом от 11.03.2004, датой постройки указанного выше здания общей площадью 1941,2 кв.м является 1951 год, состоит оно из 3 этажей. В здании располагаются производственные и вспомогательные помещения (склады раздевалки, вентиляционные камеры и пр.), а также кабинеты для обслуживающего персонала электроподстанции и сотрудников филиала наименование организации - Московские высоковольтные сети.
Земельный участок с кадастровым номером 77:04: телефон:38, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования земельного участка - для размещения объектов электросетевого хозяйства.
Указанным земельным участком истец владеет на основании договора аренды от 20.08.2013 N М- телефон.
По условиям договора аренды земельный участок предоставлен наименование организации во временное владение и пользование сроком до 06 июня 2062 года для эксплуатации здания телемеханического центра 15-го района МКС и прилегающей территории.
Для доступа в здание введен пропускной режим, на первом этаже размещено помещение охраны. На основании приказа N 20 от 14.01.2014 утверждена инструкция о пропускном и внутриобъектовом режимах в административных зданиях и объектах МКС, согласно которой для доступа в здания МКС необходимо иметь либо соответствующее удостоверение, либо согласованный допуск (л.д.179-214).
Из пояснений административного истца следует, что в оспариваемом здании размещены подразделения (службы) филиала МКС, в том числе Пятнадцатый ремонтно-эксплуатационный район УКС ЮВО. Помещения в здании не сдаются в аренду сторонним организациям и не используются для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, связаны с обеспечением бесперебойного и качественного электроснабжения.
В соответствии с Положением о ремонтно-эксплуатационном районе электрических сетей, утв. Приказом директора Филиала Московских кабельных сетей от 19.11.2015г, основными задачами Управления кабельных сетей являются: обеспечение с помощью мобильных бригад бесперебойного и качественного электроснабжения потребителей, подключенных к сетям района; оформление технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям филиала; участие в метрологическом обеспечении; ввод и освоение новых мощностей.
Административным истцом в судебное заседание представлен план помещения с рассадкой служб в здании, из которого следует, что в здании находятся кабинеты начальника управления, мастеров участка, электромонтеров, иных служб ремонта сетевого оборудования.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела актом обследования спорного здания, составленным Госинспекцией 17.07.2018, из которого следует, что в рассматриваемом объекте недвижимости сторонних организаций нет, помещения используются в собственных целях, сотрудниками филиала наименование организации.
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Москвы от 17.05.2016 N 253-ПП в указанный выше Порядок, под офисом понимается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов (п.1.4. Порядка).
Толкование подпункта 4 пункта 1.4 вышеназванного порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Между тем, как установлено судом, спорное здание целиком используется для размещения подразделений (спецслужб) филиала МКС, по существу представляет собой инфраструктуру энергетического предприятия, оказывающего услуги по передаче электрической энергии.
Объекты электросетевого хозяйства (здания, сооружения) не относятся к объектам торговли, в отношении которых установлены особенности исчисления налоговой базы в соответствии со ст.378.2 НК РФ.
Таким образом, здание, включенное в Перечень на 2018 год под пунктом 21273 не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление наименование организации об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2018 года пункт 12943 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Грицких Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 20.08.2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.