Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М ., рассмотрев протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. и жалобу Бяковой Е.О. в защиту Акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Будущее" на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 369 Тверского района города Москвы от 22 декабря 2017 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 22 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 369 Тверского района города Москвы от 22 декабря 2017 года Акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд "Будущее" (далее - АО "НПФ "Будущее", Фонд) признан о виновн ым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Тверского районного суда города Москвы от 22 февраля 2018 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, протест прокурора Центрального административного округа города Москвы Костенецкого Б.П. и жалоба защитника АО "НПФ "Будущее" Бяковой Е.О. оставлены - без удовлетворения.
В настоящем протесте заместитель прокурора города Москвы Ведерников В.В. и в жалобе защитник АО "НПФ "Будущее" Бякова Е.О. просят об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, указывая, что состав административного правонарушения отсутствует, т.к. работники Пенсионного фонда Российской Федерации и его структурных подразделений не являются ни государственными, ни муниципальными служащими на которых распространяются требования ст.12.4 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Определением заместителя председателя Московского городского суда от 16 июля 2018 года протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. и жалоба защитника Бяковой Е.О. на вступившие в законную силу судебные акты объединены в одно производство.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста и жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст.19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Как следует из материалов дела, Фа С.А. на основании приказа первого заместителя генерального директора АО "НПФ "Будущее" от 29.04.2015 N75-к была принята на должность ведущего специалиста Отдела организации выплат застрахованным лицам Департамента пенсионного страхования АО "НПФ "Будущее".
Ранее Фа С.А. до 30.04.2015 замещала должность главного специалиста-эксперта контрольно-аналитического отдела Управления по приему населения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области.
Основанием для привлечения АО "НПФ "Будущее" к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что в течение 10 дней с момента заключения трудового договора с Фой С.А, т.е. до 12 мая 2015 года Фонд не уведомил бывшего работодателя, Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области о заключении с Фой С.А. трудового договора.
Признавая АО "НПФ "Будущее" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, мировой судья сослался на совокупность доказательств: акт проверки от 16 октября 2017 года; решение Мещанского межрайонного прокурора города Москвы N32 от 16.10.2017; постановление Мещанского межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.11.2017; копию трудового договора N37 от 29.04.2015; приказ N75-к от 29.04.2015 о приеме на работу Фой С.А. в АО "НПФ "Будущее"; копию трудовой книжки Фой С.А.; учредительные документы Фонда; иные материалы дела.
С выводами мирового судьи согласился судья районного суда, указав, что оценка доказательств произведена по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Вместе с тем с выводами судебных инстанций нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.
Согласно ч.4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 этой статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ст.349.2 ТК РФ на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" работник, замещающий должность в Пенсионном фонде Российской Федерации обязан, в т.ч. представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют и судебными инстанциями не получены сведения о том, что должность главного специалиста-эксперта контрольно-аналитического отдела Управления по приему населения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области, которую до 30.04.2015 замещала Фа С.А. была включена в соответствующий перечень, утвержденный непосредственно для целей ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", или (в случае отсутствия такового) в нормативные правовые акты, определяющие должность, при замещении которой Фа С.А, как работник государственного учреждения, обязана была предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Изложенное указывает на то, что судебными инстанциями в ходе рассмотрения дела об административного правонарушения были нарушены требования ст. 24.1, ст.26.1, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 369 Тверского района города Москвы от 22 декабря 2017 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 22 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении по ст.19.29 КоАП РФ, вынесенные в отношении АО "НПФ "Будущее" не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене.
Учитывая, что в соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 369 Тверского района города Москвы.
При новом рассмотрении дела мировому судье необходимо истребовать из Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области сведения о том включена ли должность главного специалиста-эксперта контрольно-аналитического отдела Управления по приему населения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области в соответствующий перечень, утвержденный непосредственно для целей ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", или (в случае отсутствия такового) в нормативные правовые акты, определяющие должность, при замещении которой Фа С.А, как работник государственного учреждения, обязана была предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При рассмотрении дела мировому судье необходимо также устранить противоречия имеющиеся в материалах дела, поскольку согласно постановлению Мещанского межрайонного прокурора от 29.11.2017 время совершения вменяемого Фонду правонарушения было определено в течение 10 дней с момента заключения трудового договора, а именно, 12 мая 2015 года, в постановлении мирового судьи указано 10 мая 2015 года, а исходя из трудового договора с Фой С.А. от 29 апреля 2015 года и копии трудовой книжки датой начала ее работы в АО "НПФ "Будущее" является 05 мая 2015 года (л.д.28 - 35, 44-47, 62).
При получении указанных выше сведений мировому судье необходимо установить в соответствии со ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ все обстоятельства по делу, произвести оценку доказательств по правилам ст.26.11 КоАП РФ, вынести законное и обоснованное решение в соответствии с нормами КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. и жалобу защитника АО "НПФ "Будущее" Бяковой Е.О. удовлетворить частично.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 369 Тверского района города Москвы от 22 декабря 2017 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 22 февраля 2018 года, вынесенные в отношении Акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Будущее" по делу об административном правонарушении по ст.19.29 КоАП РФ отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N369 Тверского района города Москвы.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.