Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Дикси Юг" по доверенности *** Л.А. на постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 16 августа 2018 года, которым АО "Дикси Юг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности помещений по адресу: ***, на срок *** суток, срок исчислен с момента фактического приостановления деятельности,
УСТАНОВИЛ:
25 июня 2018 года специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве в ЦАО в отношении АО "Дикси Юг" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд Москвы.
Постановлением судьи Тверского районного суда Москвы 16 августа 2018 года АО "Дикси Юг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности помещений по адресу: ***, на срок ***суток, срок исчислен с момента фактического приостановления деятельности.
Не согласившись с данным постановлением судьи от 16 августа 2018 года, защитником АО "Дикси Юг" принесена жалоба в Московский городской суд, в которой просит постановление суда отменить по доводам жалобы.
В судебное заседание законный представитель не явился, ходатайств об отложении не поступало, о месте и времени рассмотрения жалобы АО "Дикси Юг" извещено надлежащим образом, считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.3 ст.25.4 КоАП РФ.
Защитник АО "Дикси Юг" по доверенности *** Л.А. доводы жалобы поддержала.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматриваю.
Согласно ст.6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, *** года в *** минут по адресу: ***, в ходе проведения сотрудником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве в ЦАО внеплановой выездной проверки в отношении АО "Дикси Юг" на основании распоряжения от 29 мая 2018 года N *** установлено, что АО "Дикси Юг" допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, а именно загрузка продуктов осуществляется под окнами жилых квартир, что является нарушением ст.17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п.2.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Действия АО "Дикси Юг" квалифицированы по ст.6.4 КоАП РФ.
Вина АО "Дикси Юг" в совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, а именно: распоряжением N *** о проведении внеплановой выездной проверки от 29 мая 2018 года; решением прокурора ЦАО Москвы о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 30 мая 2018 года; актом проверки N *** от 20 июня 2018 года; протоколом об административном правонарушении от 25 июня 2018 года; фотоматериалом; свидетельскими показаниями в суде первой инстанции специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве *** К.В, не имеющей причин для оговора Общества и предупрежденной об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ; обращением депутата муниципального округа Тверской Москвы, и иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины АО "Дикси Юг" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
Доказательства в материалах дела свидетельствуют о наличии в действиях АО "Дикси Юг" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
Требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выдаваемого предписания либо составления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, поскольку нарушение вышеуказанных норм само по себе уже образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, что влечет наложение административного наказания.
В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ст.17 Феде рального закона РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 07 сентября 2001 года N 23 с 01 января 2002 года введены в действие Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01".
В соответствии с п.2.4 Санитарных Правил 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидимиологических требований к предприятиям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами. Согласно материалам дела, обстоятельства административного правонарушения установлены судьей районного суда с учетом составленного протокола об административном правонарушении и других имеющихся доказательств, в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности и допустимости которых оснований не имеется. Права юридического лица при привлечении к административной ответственности соблюдены, сроки и порядок привлечения к административной ответственности, правила подсудности не нарушены. Постановление в полном объеме соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, все юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно, норма закона применена правильная.
Довод жалобы, что требования к разгрузке товаров, нарушение которых вменяется АО "Дикси Юг", носят рекомендательный характер и не могут явиться основанием для привлечения к административной ответственности, несостоятелен, поскольку в соответствии со ст.14.2 Санитарных Правил 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологических требований к предприятиям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" и ст.39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Ссылки в жалобе на п.3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", предусматривающий загрузку со стороны магистралей, подлежат отклонению, поскольку СанПиН 2.1.2.2645-10 предназначены для юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а не для организаций торговли, размещенных в жилом здании. Таким образом, судья районного суда и должностное лицо правомерно руководствовались Санитарными Правилами 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Довод жалобы о том, что АО "Дикси Юг" осуществляет разгрузку товаров удаленно со стороны магистрали, вручную перенося товар, основан на субъективной трактовке процедуры разгрузки товаров в свою пользу и не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения. Обстоятельства, установленные в ходе проверки, свидетельствуют о том, что разгрузка в рассматриваемом случае производится под окнами жилого дома, при этом следует учитывать, что процедура разгрузки не ограничивается разгрузкой товара из транспортного средства, доставившего товар и размещенного на проезжей части, поскольку далее товар доставляется в магазин, в данном случае - под окнами жилого дома, что является нарушением Санитарных Правил 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологических требований к предприятиям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
Довод о том, что на фотоматериале изображены окна жилых квартир и эвакуационный выход магазина (л.д.20), расположенный во дворе жилого дома и через который загрузка не осуществляется, не влечет удовлетворение жалобы, поскольку из материалов прямо следует и жалобой не опровергается, что загрузка товаров в магазин производится под окнами жилого дома, при этом, очевидно, что окна жилых помещений (квартир) выходят не только во двор дома.
Довод о том, что разгрузка товара иным способом с учетом постройки дома в 1899 году по объективным причинам невозможна, не может быть принят во внимание, так как при размещении организации торговли, расположенной в жилом здании, санитарно-эпидемиологические требования должны соблюдаться безусловно.
Доводы жалобы о том, что угроза жизни и здоровью людей доказательствами не подтверждена, является несостоятельным, с учетом выявленных обстоятельств, наличие которых по существу не оспаривается, вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологических требований создают прямую угрозу для здоровья проживающих в жилом здании, где расположен магазин АО "Дикси Юг", жильцов, что, в частности, следует, согласно письму депутата, из многочисленных обращений по факту систематической разгрузки товаров магазина АО "Дикси Юг" у жилого дома.
Довод жалобы об отсутствии оснований для назначения наказания в виде приостановления деятельности являлся предметом проверки при рассмотрении судом первой инстанции и был отклонен по мотивам, приведенным в судебном акте. Оснований не согласиться с выводом нижестоящей судебной инстанции не имеется, поскольку юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны соблюдать санитарные правила, а при их нарушении - приостановить или прекратить свою деятельность или работу соответствующих подразделений, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг, что отвечает требованиям Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Материалы дела не содержат доказательств принятия Обществом всех необходимых мер по выполнению санитарно-эпидемиологических требований, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Таким образом, судьей районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотрено административное дело в отношении АО "Дикси Юг".
Иные доводы в жалобе направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности АО "Дикси Юг" в совершении инкриминируемого ему правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
В соответствии с п.23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24.05.2005, наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз.2 ч.1 ст.3.12, п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз.1 ч.1 ст.3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении. Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (ч.2 ст.3.12, ч.5 ст.29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (ч.3 ст.27.16 КоАП РФ).
Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ. В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абз.2 ч.2 ст.29.10 КоАП РФ). Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с чч.1 и 2 ст.32.12 КоАП РФ и ч.2 ст.109 Федерального закона от 2 октября 2007 г..N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно.
При этом необходимо учитывать, что ч.2 ст.29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
Административное наказание назначено судом первой инстанции АО "Дикси Юг" в пределах санкции ст.6.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, также обоснованно были учтены сведения о повторном совершении однородного административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному. Судьей районного суда все юридически важные обстоятельства учтены, сделан обоснованный вывод о том, что назначение иного вида административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 16 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении АО "Дикси Юг" оставить без изменения, жалобу защитника АО "Дикси Юг" *** Л.А. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г.Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.