Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Авагумяна Г.К. на постановление судьи Перовского районного суда Москвы от 16 мая 2018 года, которым постановлено:
постановление N * от 16 июня 2017 года начальника ИФНС России N 20 по г. Москве по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "РАНД-ТРАНС" Авагумяна Г.К. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ИФНС России N 20 по г. Москве N * от 16 июня 2017 генеральный директор ООО "РАНД-ТРАНС" Авагумян Г.К. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Перовского районного суда г. Москвы от 16 мая 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Авагумяна Г.К. - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением судьи, Авагумяном Г.К. подана жалоба в Московский городской суд, в которой он ставит вопрос об их отмене. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Генеральный директор ООО "РАНД-ТРАНС" Авагумян Г.К, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, обеспечил явку защитника Афанаскиной С.Н, которая доводы жалобы поддержала.
Представитель ИФНС России N 20 по г.Москве по доверенности Джуркина К.В. в суде возражала против доводов жалобы, пояснила, что в ходе проведенной ИФНС N 23 проверкой ООО "РАНД-ТРАНС" применения контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности в маршрутных автобусах был произведен заказ услуги по перевозке пассажира в маршрутном такси ООО "РАНД-ТРАНС" в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники, в ходе которой установлен факт невыдачи пассажиру бланка строго отчетности - проездного билета, что послужило основание для привлечения генерального директора Авагумяна Г.К. к административной ответственности. Действия налогового органа в данном случае не выходили за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона о контрольно-кассовой технике.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Афанаскиной С.Н, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых административных актов.
Согласно части 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере соблюдения установленного порядка осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ, а в части, касающейся административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин, - на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил использования контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 июня 2005 года N 222-О, применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок, что отражается на определении налоговой базы и размере налогов, подлежащих уплате. Такая мера призвана осуществить должный контроль со стороны налоговых органов за движением наличных денежных средств и формированием налоговой базы.
Отношения, связанные с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регулируются Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4, ст.5 которого, ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением случаев, указанных в п. п. 2 - 3 вышеназванной статьи; требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ, при этом ККТ (за исключением ККТ в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; находится в исправном состоянии, должна быть опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Приведенные требования к ККТ определены и в п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 года N 470.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 1996 года N16-00-30-58 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" в качестве бланка строгой отчетности утвержден образец рулонного билета на проезд в городском автобусе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", определены категории городских транспортных средств, перевозящих пассажиров по городским маршрутам; транспортное средство, перевозящее пассажиров по городским маршрутам числом пассажиров более 8 мест максимальная масса которого не превышает 5 тонн, определено данным Постановлением как "транспортное средство категории "М2", относящее к общественному транспорту.
Таким образом, указанный Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ требует применения контрольно-кассовой техники каждой организацией и индивидуальным предпринимателем в случае продажи ими товаров (оказания услуг или выполнения работ) и выдачи покупателям (клиентам) кассового чека в момент оплаты.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, * г. в * час. * мин, по адресу: * проведена проверка соблюдения Федерального Закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" маршрутного такси N *, государственный регистрационный знак Я368РА77, принадлежащего ООО "РАНД-ТРАНС", ИНН *, юр. адрес: *. Зарегистрировано в МИФНС России N17 по М.О. 11.01.2006 г, ОГРН *. На момент проведения проверки деятельность велась. При оплате проезда стоимостью 40 руб. 00 коп. ККТ не применялась. БСО не оформлялись и не выдавались. ККТ отсутствовала. Генеральный директор - Авагумян Г.К, дата рождения: * г. (в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ является должностным липом). Выявлено нарушение ст. 1.2 ст. 5 Федерального Закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".
Действия генерального директора ООО "РАНД-ТРАНС" квалифицированы по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения должностным лицом ООО "РАНД-ТРАНС" данного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе: актом проверки от 04 мая 2017, которым зафиксирован факт принятия водителем маршрутного такси N *, государственный регистрационный знак * по адресу: *, денежной наличности в сумме * рублей в счет оплаты оказанной услуги по перевозке пассажира без применения в установленных законом случаях ККТ и без выдачи проездного документа; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от *; протоколом об административном правонарушении от *г. в отношении должностного лица ООО "РАНД-ТРАНС" - генерального директора Авагумяна Г.К. по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, другими материалами дела.
Данные доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами Межрайонной ИФНС России N 20 по г.Москве, непосредственно выявившими нарушение должностным лицом юридического лица требований по соблюдения законодательства о ККТ, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей по распоряжению руководителя Управления ФНС России по г.Москве, при этом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия генерального директора ООО "РАНД-ТРАНС" правильно квалифицированы по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ т.к. он, являясь должностным лицом, допустил факт нарушения ООО "РАНД-ТРАНС" требований ст.ст.1, 2,5 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", что выразилось в отсутствии должного контроля за организацией оказания услуг по перевозке пассажиров, осуществление водителем маршрутного автобуса приема денежных средств от пассажира без выдачи проездного документа, являющегося бланком строгой отчетности.
Выводы должностного лица и судьи о виновности Авагумяна Г.К. в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, об отсутствии доказательств совершения ООО "РАНД-ТРАНС" и его генеральным директором вмененного ему правонарушения, доказательств тому, что водитель автобуса отказался выдать по требованию пассажира, документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), в т.ч. проездной билет, не обоснованы.
Факт совершения Авагумяном Г.К. вмененного ему правонарушения полностью подтверждается имеющимися в деле документами, в т.ч. актом N 0030957 от 31 июля 2017, в котором указано, что водитель маршрутного такси N 579, государственный регистрационный знак Я368РА77, не выдал проездной билет пассажиру.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами. При осуществлении контроля и надзора, указанных в п. 1 настоящей статьи, налоговые органы, в том числе, ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных; осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники; проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки); получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники; получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных; проводят проверку правильности учета наличных денежных средств при применении контрольно-кассовой техники.
Нормы ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о ФНС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Также Пунктом 23 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 17 октября 2011 года N 133н, определено, что проверка выдачи кассовых чеков включает приобретение товара, его оплату наличными денежными средствами или с использованием платежных карт, а также установление факта оформления либо не оформления документа, подтверждающего прием денежных средств в уплату за соответствующий товар.
Как указано в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", акт контрольной закупки может служить доказательством, подтверждающим факт реализации товаров, при рассмотрении дел об административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, заказ услуги по перевозке пассажира в маршрутном такси ООО "Ранд-Транс", проведенный инспектором ИФНС России N 23 по г.Москве в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона о контрольно-кассовой технике.
Довод жалобы о том, что Авагумян Г.К. не мог быть привлечен к административной ответственности, поскольку им как генеральным директором принимались исчерпывающие меры по соблюдению водителями организации требований Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", не может быть принят судом во внимание, поскольку материалами дела подтверждается обратное.
По смыслу 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
В силу положений ст. 40 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", генеральный директор является единоличным исполнительным органом, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по управлению хозяйственным обществом.
Вопреки доводам жалобы, должность заявителя отнесена к категории руководящих должностей, и именно он осуществляет руководство обществом, наделен полномочиями по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, неисполнение которых в части не принятия всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований ст.ст.1, 2,5 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", выразившееся в невыдаче пассажирам кассового чека водителем маршрутного такси ООО "Ранд-Транс", явилось основанием привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
При этом, у должностного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины должностного лица в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ, Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон "О ККТ"), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях генерального директора общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о нарушении административным органом прав юридического лица на защиту, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Доводы, изложенные в жалобе, о том, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О ККТ" и обязанность применять ККТ в маршрутном такси отменена, являются несостоятельными и не могут быть основанием для отмены оспариваемых судебных актов. Как и ранее, в пункте 3 статьи 2, так и в настоящее время, в пункте 2 статьи 2 Федерального закона "О ККТ", установлено, что организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения ККТ при продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте. В данном же случае ККТ не была применена, билет также не был выдан. Новая редакция части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, как и ранее, устанавливает ответственность за неприменение ККТ.
Бремя доказывания по делу судьей районного суда распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, факта совершения заявителем административного правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения должностного лица, является справедливым и соразмерным содеянному.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление N * от 16 июня 2017 года начальника ИФНС России N 20 по г. Москве, решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 16 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "РАНД-ТРАНС" Авагумяна Г.К. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Лашков А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.