Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Кашиева М..Б,
судей Дорджиева Б.Д. и Джульчигиновой В.К,
при секретаре Годаевой Т.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Мирошниченко В.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 июля 2018 года по делу по иску Мирошниченко В.Н. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет.
Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К, объяснения истца Мирошниченко В.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Мирошниченко В.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является пенсионером и получателем пенсии по выслуге лет, назначенной ему как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия, с 13 декабря 2012 года в размере 39662 руб. 45 коп. Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года Закон Республики Калмыкия N 335-III-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия" признан недействующим. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года указанное решение суда оставлено без изменения. На момент отмены закона 27 июля 2016 года размер его пенсии по выслуге лет составлял 42295 руб. 95 коп. Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия 18 ноября 2016 года принял Закон N 207-V-3 "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия". В настоящее время в Республике Калмыкия отменены дополнительные гарантированные пенсионные права, новые не установлены. С 27 июля 2016 года выплата пенсии по выслуге лет прекращена. Исходя из требований Конституции Российской Федерации объем социальных гарантий уменьшаться не должен. Просил с учетом уточнений взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 31 мая 2018 года в размере 920530 руб. 44 коп.; обязать Министерство финансов Республики Калмыкия перечислить денежные средства из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
В судебном заседании истец Мирошниченко В.Н, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Хулхачиева В.С. в судебное заседание не явилась, в предыдущем судебном заседании представила возражения на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия Батаева Е.С. в судебное заседание также не явилась, в предыдущем судебном заседании представила возражения на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 июля 2018 года в удовлетворении исковых требований Мирошниченко В.Н. о взыскании с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 31 мая 2018 года в размере 920530 руб. 44 коп. о возложении на Министерство финансов Республики Калмыкия обязанности по перечислению денежных средств в размере 920530 руб. 44 коп. из республиканского бюджета Республики Калмыкия на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия отказано.
В апелляционной жалобе истец Мирошниченко В.Н. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что суд при вынесении решения необоснованно исходил из того, что Законом Республики Калмыкия от 09 июня 2018 года N291-V-З "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" урегулированы правоотношения по установлению ежемесячной компенсационной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 года. Указывает, что данный закон не применим к спорным правоотношениям. Отменив действие Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" законодатель республики не предусмотрел надлежащий механизм соответствующего возмещения. Поскольку гражданский служащий обеспечивает исполнение полномочий, в том числе и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, к правоотношениям в сфере пенсионного обеспечения (включая доплаты за выслугу лег) последних применимы нормы, регулирующие аналогичные отношения с гражданскими служащими субъекта Российской Федерации. Полагает, что имеет право на получение установленной ему пенсии за выслугу лет со дня отмены названного закона и по май 2018 года включительно.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит жалобу необоснованной по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Мирошниченко В.Н. суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время Законом Республики Калмыкия от 09 июня 2018 года N 291-V-З урегулированы правоотношения по установлению ежемесячной компенсационной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, которым была прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 года. В этой связи оснований для взыскания пенсии за выслугу лет исходя из заявленного размера, установленного Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З не имеется. А также исходил из того, что истец не лишен права на получение компенсационной выплаты в соответствии с Законом Республики Калмыкия N291-V-З.
С такими выводами суда следует согласиться ввиду их соответствия нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно чч.2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пп.1 и 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также социальная поддержка граждан пожилого возраста относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством, как для федеральных гражданских служащих, так и для гражданских служащих субъектов Российской Федерации в числе основных государственных гарантий предусматривается государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (п.11 ч.1 ст. 52). Такой специальный федеральный закон до настоящего времени не принят.
Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия назначения пенсии за выслугу лет только федеральным государственным гражданским служащим. Что касается государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, то согласно п. 4 ст. 7 данного Федерального закона и п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Одним из принципов гражданской службы в силу положений ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно ст. 6 названного Федерального закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.) (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N108-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О).
Поэтому субъекты Российской Федерации не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств гражданам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в виде пенсии за выслугу лет, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Во исполнение предоставленных полномочий Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был принят Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З (в редакции от 14 мая 2015 года) "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" (далее - Закон Республики Калмыкия N 335-III-З), регулирующий правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года Закон Республики Калмыкия N 335-III-З признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года указанное решение суда оставлено без изменения.
Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 года N 207-V-З "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия" во исполнение указанных судебных постановлений Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З признан утратившим силу.
Как следует из материалов дела Мирошниченко В.Н. имеет страховой стаж более 30 лет, с 15 января 2003 г. работал министром труда и социального развития Республик Калмыкия (5 месяцев 25 дней), с 13 апреля 2007 г. - первым заместителем руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия (6 лет 1 месяц 1 день), с 24 ноября 2010 г. - министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (1 год 11 месяцев 27 дней), то есть замещал государственные должности Республики Калмыкия.
Решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 13 декабря 2012 г. N 431 Мирошниченко В.Н. назначена пенсия за выслугу лет с 01 ноября 2012 г. в размере 39 662 руб. 45 коп. На момент принятия решения о назначении пенсии за выслугу лет период замещения Мирошниченко В.Н. государственной должности составил 6 лет. На 27 июля 2016 г. размер пенсии истца составлял 42 295 руб. 95 коп.
Судом установлено, что с 27 июля 2016 г. выплата пенсии за выслугу лет Мирошниченко В.Н. была прекращена. Мирошниченко В.Н. с 11 мая 2012 г. является получателем пенсии по старости, назначенной на основании Федерального закона "О страховых пенсиях". Размер страховой пенсии по старости за период с 1 июля 2016 по 31 января 2017 г. составил 12 014 руб. 38 коп, с 1 февраля 2017 г. по 31 марта 2017 г. - 12663 руб. 09 коп, с 1 апреля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. - 12 693 руб. 21 коп, с 1 января 2018 г. по 1 июня 2018 г.- 13 620 руб. 60 коп.
09 июня 2018 года постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия N 759-V принят Закон Республики Калмыкия "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавших государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия", вступивший в силу 20 июня 2018 года после официального опубликования.
Данный закон регулирует правоотношения по установлению ежемесячной компенсационной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 года. Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 27 июля 2016 года (ст. 1, 6). В нем определен размер ежемесячной компенсационной выплаты, порядок ее предоставления определяется Правительством Республики Калмыкия.
Таким образом, принятием указанного закона субъект Российской Федерации реализовал свои правомочия по установлению гарантий, связанных с государственным пенсионным обеспечением лиц, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 643-О-О предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительными, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
Предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации. При отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями ст. 39 (чч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы жалобы о том, что законодатель республики не предусмотрел надлежащий механизм соответствующего возмещения и при этом судом первой инстанции необоснованно применен Закон Республики Калмыкия от 09 июня 2018 года N 291-V-З, а не по аналогии закона, основаны на неправильном толковании приведенных норм законодательства и по существу сводятся к несогласию с выводами суда.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 июля 2018 г. оставить без изменения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи Б.Д. Дорджиев
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.