Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Демаковой В.А,
рассмотрев жалобу ликвидатора Садоводческого (дачного) потребительского кооператива "Большой Шаплак" Морозовой Н.В. на постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 13 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
садоводческого (дачного) потребительского кооператива "Большой Шаплак", юридический и фактический адрес: Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Большой Шаплак, ул. Большой Шаплак, д. 2а, ИНН 1207010670, ОГРН 1081218000665, КПП 120701001, ранее не привлекавшегося административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 13 августа 2018 года садоводческий (дачный) потребительский кооператив "Большой Шаплак" (далее - С(Д)ПК "Большой Шаплак", кооператив) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности опасного производственного объекта III класса опасности: "Сеть газораспределения Садоводческого (дачного) потребительского кооператива "Большой Шаплак"", зарегистрированного 08 декабря 2008 года под номером А42-04192-0001, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Большой Шаплак, ул. Большой Шаплак, д. 2а, на срок 90 суток с 14 часов 00 минут 08 августа 2018 года.
Административное правонарушение выразилось в том, что кооператив эксплуатирует опасный производственный объект III класса опасности - "Сеть газораспределения Садоводческого (дачного) потребительского кооператива "Большой Шаплак"", зарегистрированный 08 декабря 2008 года в государственном реестре опасных производственных объектов, регистрационный номер А42-04192-000, не имея лицензии на указанный вид деятельности.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл ликвидатор С(Д)ПК "Большой Шаплак" Морозова Н.В. просит постановление судьи отменить, указывает, что при назначении наказания не было учтено подключение к газовой сети индивидуальных потребителей, не были приняты во внимание договоры на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов.
Заслушав защитника С(Д)ПК "Большой Шаплак" Москвичева А.Н, поддержавшего доводы жалобы, государственного инспектора Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Чернышева П.М, просившего в удовлетворении жалобы отказать, исследовав материалы дела об административном правонарушении
"N", судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ) следует, что опасными производственными объектами в соответствии с указанным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону (пункт 1). Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2). В силу пункта 3 статьи 2 указанного закона опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному закону, на четыре класса опасности, перечисленные в названном пункте.
Пунктом 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ определены объекты, относящиеся к категории таковых. В соответствии с пунктом 1 приложения 2 к указанному Федеральному закону (далее - приложение 2) классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к данному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.
Согласно пункту 4 приложения 2 для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; 2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.
Из содержания статьи 9 указанного Федерального закона следует, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая
2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Как следует из материалов дела, "Сеть газораспределения Садоводческого (дачного) потребительского кооператива "Большой Шаплак"" является объектом III класса опасности, зарегистрированным 08 декабря 2008 года в Государственном Реестре опасных производственных объектов, регистрационный номер А42-04192-0001, (копия свидетельства о регистрации в государственном Реестре опасных производственных объектов от 12 февраля 2014 года АВ 277018).
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 10 августа 2018 года к видам разрешенной деятельности кооператива эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности не относится.
Предписанием Приволжского управления Ростехнадзора от 22 марта 2018 года N 43-17-13/8-145 на С(Д)ПК "Большой Шаплак" в срок до
22 июня 2018 года была возложена обязанность принять в срок до 22 июня 2018 года меры по устранению нарушений требований пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года
N 99-ФЗ.
На основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского Управления Ростехнадзора от 16 июля 2018 года N 1850 в период с 24 по
30 июля 2018 года с целью контроля выполнения пункта N 1 предписания Приволжского управления Ростехнадзора от 22 марта 2018 года
N 43-17-13/8-145 проведена внеплановая документарная проверка садоводческого (дачного) потребительского кооператива "Большой Шаплак").
30 июля 2018 года по результатам проверки составлен акт
N 43-17-8-408, согласно которому в нарушение пункта N 1 предписания Приволжского управления Ростехнадзора от 22 марта 2018 года
N 43-17-13/8-145, кооператив эксплуатирует опасный производственный объект III класса опасности - "Сеть газораспределения Садоводческого (дачного) потребительского кооператива "Большой Шаплак"", зарегистрированный 08 декабря 2008 года в Государственном Реестре опасных производственных объектов, регистрационный номер
А42-04192-0001, при этом лицензии на осуществление деятельности по эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов у кооператива не имеется.
08 августа 2018 года государственным инспектором Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении
N 42-17-2018-2732 по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также протокол о временном запрете деятельности N 42-17-2018-2732.
В судебном заседании защитник С(Д)ПК "Большой Шаплак" Москвичев А.Н. не оспаривал, что сеть газопотребления включена в реестр опасных производственных объектов и находится на балансе кооператива, при этом лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта у кооператива отсутствует, меры по ее получению не предпринимаются.
Кроме указанного вина кооператива в совершении административного правонарушения подтверждается: актом проверки от 30 июля 2018 года
N 43-17-8-408, протоколом об административном правонарушении от
08 августа 2018 года N 42-17-2018-2732.
Исходя из изложенного, судьей сделан верный вывод о виновности С(Д)ПК "Большой Шаплак" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным подлежат отклонению в связи со следующим.
Судьей установлено, что административное правонарушение, совершенное кооперативом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона от 21 июля
1997 года N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения носят обязательный и публичный характер, направлены на обеспечение состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года
N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности
В данном случае осуществление кооперативом деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта без лицензии нарушает общественные отношения в области промышленной безопасности, свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению
публично-правовых обязанностей, не принятии надлежащих мер по соблюдению требований законодательства в сфере промышленной безопасности и лицензирования.
Кроме того, из материалов дела следует, что нарушение требований законодательства о промышленной безопасности допускается с 2014 года, кооператив и его должностные лица ранее привлекались к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за эксплуатацию указанного опасного производственного объекта без лицензии (постановления от 14 марта 2014 года N 14/00119, от 08 июля 2016 года N 42-17-00230, от 25 января 2016 года N 16/00002, от 18 мая 2017 года N 42-17-000160), аналогичные предписания об устранении нарушений действующего законодательства также ранее были выданы.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у кооператива реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства и принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Более того, из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Назначенное административное наказание отвечает требованиям ст. 3.1, 3.12, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы факт подключения к газовой сети индивидуальных потребителей, заключение договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов не может являться основанием для отмены либо изменения постановления судьи в части назначенного наказания.
При таких обстоятельствах постановление судьи сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении садоводческого (дачного) потребительского кооператива "Большой Шаплак" оставить без изменения, жалобу Морозовой Н.В. - без удовлетворения.
Судья И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.